Китайская валюта юань поступательно движется к своей цели и постепенно захватывает новые территории в глобальной платежной системе.
В последние годы мир постоянно сталкивается с каким-то потрясениями: это и пандемия, и военные конфликты, и самые разные ограничения в виде санкций и не только. Все это неминуемо приводит к изменению и финансовой системы, чем активно пользуется Поднебесная, продвигая свой юань в качестве альтернативы привычным платежным единицам.
Не последнюю роль в этом процессе играет наша страна - Россия. После начала конфликта на Украине западные страны постарались ограничить поставки российских энергоресурсов, что вынудило Москву искать выход из сложившейся ситуации и использовать другие варианты. Ну а поскольку Китай является важным, если не ключевым, торговым партнером РФ, то и взаиморасчеты начали переключаться с долларов и евро на национальные валюты.
Для сравнения, еще в начале 2022 года Россия продавала за юани только 4% своего экспорта и и импортировала в этой валюте из КНР около четверти импорта. За полтора года, ничтожный срок для таких трансформаций, произошли колоссальные изменения: уже более 80% российского экспорта в Китай идет за юани, а импорт и вовсе полностью перешел на китайскую валюту.
Безусловно, львиная доля платежей проходит за энергоресурсы. Стоит ли говорить, что именно такие расчеты и помогают юаню двигаться по пути к становлению резервной валютой. Ведь это самые большие объемы и, следовательно, самые крупные суммы. Тот же доллар, например, неспрсотра называют нефтедолларом, ведь фундаментом резервного статуса до недавнего времени являлся тот факт, что почти все расчеты за нефть в мире проходили в долларах.
При этом не только Россия помогает Китаю в достижении своей цели. Другие страны также активно используют юань в торговле с КНР, в первую очередь, конечно, страны азиатского региона.
Важный момент, уже к середине 2023 года юань обогнал доллар по объему трансграничных операций Китая. И хотя на первом месте здесь стоят финансовые транзакции, а на долю торговли товарами в нацвалюте приходится лишь 20%, изменения значительные.
Бесконечные санкции, которые США применяют в качестве геополитического оружия играют против их главной ценности - доллара. Многие страны стараются сокращать свою зависимость до американской валюты, снижая ее долю как в резервах центробанков, так и в расчетах. Теперь для всех очевидно, что Вашингтон в любой момент может заморозить долларовые активы, и мало кому хочется, чтобы этот риск реализовался.
Ну и Китай ведет активные наступательные действия. Используя свое растущее экономическое влияние, Пекин склоняет более мелких к переходу на расчеты в юанях. Более того, по имеющейся в СМИ информации, не за горами тот день, когда Саудовская Аравия начнет продажу нефти в Китай за юани. Пока саудиты отрицают такую возможность, однако дыма без огня не бывает - Китай ведет все более активную политику на Ближнем Востоке, и, если такие платежи все же пойдут в юанях, это станет настоящий прорывом и сокрушительным ударом по позициям доллара.
В заключении стоит добавить, что согласно свежим данным, юань обошел японскую йену по популярности в международных платежах через SWIFT.
Доля йены в ноябре снизилась на 0,5%, составив 3,4%, тогда как доля юаня оказалась на уровне 4,61%, увеличившись на 1 процентный пункт и достигнув исторического максимума.
Между тем, евро продолжил обновлять свои минимальные уровни, растеряв за месяц 0,41 процентного пункта. В результате, доля евро сократилась до 22,95%. В то же время доля доллара также уменьшилась - на 0,17% - составила 47,08%.
Так что юань наступает по всем фронтам, и его дальнейшая экспансия будет одним из ключевых триггеров в следующем году.