Возвращение жестких бюджетных правил положит конец трем годам политики фискальной поддержки.
20 стран, признавших своей валютой евро, переходят к новому периоду в своей финансовой истории – к эре строгих бюджетных правил. Министры финансов стран еврозоны на прошлой неделе договорились о новых фискальных правилах. Они заменят строгие, но трудно контролируемые бюджетные правила, которые были отменены во время коронавирусной пандемии в 2020 году. Эти правила будут поэтапно вводить жесткие рамки по расходам, цель которых – заставить страны с большими долгами разрабатывать планы по снижению долгов и дефицита бюджета. Они должны заставить эти страны ввести «потолок» по расходам за год, который, кстати, должен будет утвердить Брюссель.
«Новые правила будут строгие и будут носить ограничительный характер,- объясняет профессор Лондонской школы экономики Лукреция Рейхлин, ранее возглавлявшая в ЕЦБ отдел исследований.- Для стран с высокими долгами типа Италии это, конечно, плохие новости».
Одним из главных событий в финансовой жизни Европы в середине декабря было принятие после долгих и ожесточенных споров бюджета Германии на 2024 год. Результатом компромисса входящих в правящую коалицию партий стали сокращение государственных расходов, отмена ряда налоговых послаблений и продажа госактивов. Споры о бюджете были вызваны бюджетным кризисом, который спровоцировал в середине ноября Конституционный суд ФРГ, запретивший перечисление во внебюджетный Климатический фонд 60 млрд евро.
Экономисты считают, что в еврозоне пришел конец почти трем годам политики фискальной поддержки, которую должны заменить ограничения госрасходов, что в свою очередь еще больше ослабит спрос и деловую активность. После стагнации в первой половине года в третьем квартале в экономике еврозоны был и вовсе зафиксирован спад на 0,1%.
По мнению экономиста консалтинговой компании Capital Economics Джека Аллена-Рейнольдса, новые правила, с одной стороны, являются более жесткими, особенно, применительно к странам с высоким уровнем госдолга, как у Италии, но с другой, более мягкие, потому что позволят европейским странам более медленно снижать уровень долга.
Существуют даже опасения, что может вернуться допандемическая ситуация, при которой ЕЦБ должен был обеспечивать львиную долю поддержки, необходимой для роста экономики. Именно для этого главный европейский банк долго сохранял отрицательную учетную ставку, а также для борьбы с дефляцией закупал в огромных количествах гособлигации членов еврозоны.
ЕЦБ в декабре представил график, когда члены еврозоны, по его прогнозам, должны отказываться от мер поддержки, введенных для поддержки населения бизнеса во время энергетического кризиса.
Главный европейский банк прогнозирует, что суммарный бюджетный дефицит членов еврозоны в следующем году снизится с нынешних 3,1% до 2,8%. Кстати, в США дефицит значительно выше. По прогнозу МВФ, он с 8,2% в этом году в 24-м снизится до 7,4%.
Экономисты, как сообщает Consensus Economics, понизили прогноз по росту экономики еврозоны в 2024 году с 1,2% (в начале этого года) до всего лишь 0,5% (в конце года). Понизил прогноз – до 0,8% на прошлой неделе и ЕЦБ. Прежний прогноз был 1%.
Средний прогноз по росту экономики Германии в следующем году снизился с 1,4% в начале этого года до менее 0,4% в конце года. Кстати, что касается Германии, то многие экономисты пересмотрели свои прогнозы по росту немецкой экономики после ноябрьского решения Конституционного суда.