В преддверие окончания 2023 года «Монокль» обратился к компаниям из различных отраслей с просьбой прокомментировать предварительные итоги их деятельности, оценить ситуацию на рынках присутствия, планы по развитию бизнеса.
На вопросы издания ответил Александр Семёнов, президент и совладелец фармацевтической компании «Активный Компонент», которая специализируется на разработке и производстве активных фармацевтических субстанций (АФС) с использованием новейших технологий и оборудования. Компания была создана в 2006 году в Санкт-Петербурге группой специалистов в области фармацевтики.
– Насколько сильна конкуренция на вашем рынке?
– Основными конкурентами для нас являются китайские и индийские производители активных фармацевтических субстанций, которые во многом занимаются политикой демпинга на российском рынке.
– Повышала ли ваша компания цены на свою продукцию?
– На многие наши позиции цены снизились, что связано с очень высокой конкурентной борьбой с производителями АФС из Китая и Индии. Кроме того, не вызывали оптимизма и «прыжки» доллара: вниз в начале года и вверх во второй его половине, так как в себестоимости наших АФС очень большая валютная составляющая, независимо от того, покупаем ли мы интермедиаты для производства наших субстанций в рупиях или юанях. Мы, конечно, несколько раз получали курсовые убытки, когда покупали интермедиаты по высокому курсу, а потом он снижался.
Соответственно, цены мы не повышали, и вынуждены были даже по определенным позициям АФС их снижать, при этом цены на комплектующие повышались.
– Какова рентабельность вашего бизнеса?
– Рентабельность бизнеса не очень высокая. Если говорить про соотношение EBITDA к Revenue, то это на уровне 10-12 процентов максимум. При этом именно на фармацевтическом рынке очень высока конкуренция за людей, поэтому мы повышали заработные платы сотрудникам ― это раз. Два ― это повышение цен на комплектующие и оборудование. Ну и, конечно, повышение Центробанком ставки в более, чем два раза, за этот год тоже не способствовало определенному росту бизнеса. Мы брали и берем кредиты, и они становятся очень дорогими для нас, особенно учитывая не очень высокую рентабельность бизнеса.
Мы, конечно, продолжаем инвестиции и рассчитываем на то, что основной пакет инвестиций будет за счет льготного кредитования. Хотя по сравнению с прошлым годом оно не такое уж льготное. Сейчас, если мы получим кредит по 295 Постановлению (Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2023 г. № 295 «О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на производство приоритетной продукции» ― «Монокль»), это будет ставка порядка 8 процентов, а с комиссионными ― еще больше. Соответственно, это обычная коммерческая ставка, которая была всего лишь год назад. Для инвестиционного кредита она, конечно, очень высокая, но выбирать нам не приходится.
– Инвестировали ли вы в расширение производства?
– В 2022 году компания «Активный Компонент» начала искать стратегического партнера для производства лекарственных препаратов из собственных субстанций и нашла его в лице ГК «Протек», которая в первом полугодии 2023 года выкупила 44,7 процента акций «Активного Компонента». Совместно с ГК «Протек» «Активный Компонент» запустил в 2023 году проектирование и строительство шести новых лабораторно-производственных проектов в Пушкине (Санкт-Петербург) для разработки и выпуска цитостатиков, некоторых интермедиатов, а также новый R&D центр для разработки новых веществ. Планируется также реконструкция и расширение на 50 процентов основного производства компании в Пушкине, включая строительство нового цистернохранилища. Сумма инвестиций свыше 4 миллиардов рублей.
Мы делаем инвестиции только в расчете на долгосрочную перспективу: на то, что те преференции, о которых мы так долго говорили, наконец-то начнут воплощаться на практике. И все они связаны с четкой позицией государства по импортонезависимости российской фармы для обеспечения социальной стабильности в производстве жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также стратегически значимых лекарственных препаратов по полному циклу. Мы считаем, что пора здесь переходить от слов к делу! Перестать прикрываться т.н. «бумажными тиграми» ― производителями, которые просто переклеивают этикетки на произведенных в Китае или Индии субстанциях, и реально запускать производства полного цикла. Это очень сложная и многостадийная задача, но это нужно делать! А дальше уже переходить к производству химических компонентов и интермедиатов для субстанций.
– В следующем году ждете ли вы роста выручки, стагнации или падения?
– В следующем году мы ждем умеренного роста выручки. Основной рост выручки и прибыли мы связываем с 2025-2026 годами, когда заработают преференции для производителей полного цикла.
Следующий год у нас год строительства новых производственно-лабораторных площадей и работа над повышением рентабельности компании.
Позитивные ожидания мы связываем с нашими партнерскими взаимоотношениями, не только с производственными компаниями ГК «Протек», «Сотексом» и «Рафармой», но и с другими компаниями.
В условиях достаточно спокойного прихода и ухода в Россию иностранных дженериковых активных фармацевтических субстанций из Китая и Индии, а также снижения рентабельности у нас остается только один выход ― плавно менять нашу маркетинговую стратегию на рынке и идти в выпуск полного цикла и получать прибыль от продажи именно готовых лекарственных препаратов. Сейчас у нас есть подобные проекты, мы договариваемся об их реализации с нашими партнерами. Такие партнеры появляются достаточно активно, особенно после принятия стратегии «Фарма-2030», в которой четко обозначен курс на правило «второй лишний» и систему преференций для локальных производителей. Мы готовы рассматривать предложения от потенциальных партнеров среди российских (и не только) компаний.
Важный аспект, от которого зависит ситуация на рынке, ― позиция нашего государства в отношении тех препаратов и субстанций для них, которые сейчас находятся под патентной защитой, но по которым наблюдается явный дефицит поставок со стороны иностранных производителей. Сейчас началась эпидемия гриппа с очень тяжелыми осложнениями и остаточными явлениями, и очевиден дефицит определенных позиций лекарственных препаратов на полках аптек. Конечно, в этом есть конкретная причинно-следственная связь ― ограничение поставок со стороны иностранных производителей. На наш взгляд, в этой связи крайне важно запускать долгожданную программу «Продукты на полку», которую анонсировал Минпромторг РФ еще года два тому назад. Соответственно, давать принудительные лицензии российским производителям, которые могли бы выпускать продукцию полного цикла. Это одна из возможностей, которой можно воспользоваться для поддержания нашей импортонезависимости.
– Есть ли на мировом рынке компания – ориентир для вас?
– Нас впечатляет кооперация европейских компаний, которые создали единую структуру EUROAPI, включив туда несколько частных производителей и отдав миноритарную долю государственному французскому фонду, который инвестировал в данный проект. Это отличный пример кооперации, к тому же она связана с преференциями для местных производителей на внутреннем европейском рынке.
Также впечатляют китайские компании. Мы недавно вернулись из Китая, где посетили различные производства. Могу констатировать, что китайцы справились со своей экологической проблемой и активно наращивают производственные мощности уже по новым экологическим стандартам, что, конечно, впечатляет! Мы рассчитываем на кооперацию с китайскими партнерами в ближайшие годы, и отрадно, что у них тоже есть такое желание. Ряд китайских компаний-лидеров рынка являются определенным ориентиром для нас в плане технологических трансферов, вопросов производства новых интересных молекул. Очень рассчитываем продолжить это взаимодействие.