В преддверие окончания 2023 года «Монокль» обратился к компаниям из различных отраслей с просьбой прокомментировать предварительные итоги их деятельности, оценить ситуацию на рынках присутствия, планы по развитию бизнеса.
О ситуации на рынке ювелирных изделий и месте на нем компании Sokolov «Моноклю» рассказал ее генеральный директор Николай Поляков.
Объем всего ювелирного рынка в России в 2022 году составил 301 млрд рублей. В 2023 ― 356 млрд рублей. При этом на долю Sokolov в 2022 году пришлось 32 млрд рублей, а 2023 году ― 50 млрд рублей. Ожидаем в дальнейшем роста рынка на уровне 6-7%.
Количество магазинов Sokolov увеличивается, взрывной рост начался в 2021 году. В 2023 год открыли около 150 магазинов в собственном ритейле и около 85 магазинов по франчайзингу. В следующем году планируем открыть по франчайзинговой схеме примерно столько же разных форматов ― 80-90. И около 300 магазинов собственной розницы: порядка 100 магазинов и 200 островов.
В целом, около 30-40% рынка ― это города с населением до 100 тыс. человек. В этих городах нет профессиональных торговых центров большого формата класса А-В, где можно было бы разместить магазин, и где трафик торгового центра позволял бы работать. Только по этой причине мы используем формат «острова», которым можно забрать весь рынок.
Мы заканчиваем этот год на уровне 50 млрд руб. оборота.
Региональные оптовые клиенты начали покупать больше. Возвратность людей год от года растет ― с каждым годом они делают больше покупок. Индекс потребительской лояльности дико растет ― строим продажи на возвращаемости клиента. Делаем, чтобы людям было выгодно покупать. Динамика роста клиентской базы: в 2022 году 11,7 млн лояльных клиентов, в 2023 году ― 17,5 млн клиентов
Открыли еще один завод в Ярославле. В этом году мы периодически испытывали дефицит мощностей, продавали быстрее, чем производили. Приходилось больше работать, мотивировать сотрудников. Было принято решение ― нам нужна еще одна производственная площадка. В Костроме, где у нас основные производства находятся, не так просто сейчас с персоналом, по людям костромской рынок самый дефицитный сейчас. Вакансий там больше, чем резюме. В Ярославле мы быстро набрали 100 человек, через небольшую количество времени завод выйдет на мощности 1 тонну серебра в месяц.
42 тонны ювелирного металла мы произвели в этом году. И 55 тонн ― будет в следующем. В 2022 году было 30 тонн.
Золото и серебро сырье выросло в цене в два раза за год с октября прошлого года. Курс изменился, цена изменилась. Отчасти за счет этого и рынок растет. Мы растем и в штуках, и в деньгах. Но доступность изделий все же начинает снижаться.
В этом году в рынке было очень много денег, потребитель тратит деньги внутри рынка. Тот, кто научился эффективно производить что-то и предлагать хороший продукт, тот сегодня выигрывает.
Финансовый результат: у нас был план летом выйти на EBITDA в 9 млрд рублей, хотя по всем трендам мы шли на 8 млрд. В итоге мы выходим на 10,3, но возможно будет 10,5 и больше.
В этом году выручка по нашим кросс-категорийным проектам ― аксессуары, косметика, сумки ― символическая, в районе 150 млн рублей. Для нас это проба пера, смотрим, в следующем году будет 1 млрд рублей. Учимся продавать эти продукты на маркетплейсах. Будем продавать там и через свои магазины. Производство сумок ― часть в России, часть в Китае. Косметику производим в России.
Пилотный магазин в Китае продолжаем развивать, работает ниже ожиданий. Смотрим с большим позитивом на Китай. Надеемся, что проект начнет развиваться с бОльшими темпами. Мы там меняем команду, генерального директора… Это стартап ― нужно пробовать, как работает маркетинг, не бояться ошибаться. В Китае специфическое потребление, нужен более точный ассортимент, а его обновление занимает несколько месяцев.
На следующий год мы делаем очень амбициозный бюджет. В этом году мы приняли философию «Движение вверх»: сегодня мы работаем лучше, чем вчера, завтра лучше, чем сегодня.