Автомобильное топливо на заправках растет в цене. Тенденция обозначилась по итогам уже нескольких недель, причем активно начал дорожать и бензин. Судя по биржевым ценам, рост происходит именно в розничном сегменте. Фундаментальных причин для него нет и происходит он как бы «под шумок»
По данным Московской топливной ассоциации, по состоянию на 29 декабря 2023 года цены на дизельное топливо и бензин в очередной раз выросли. На заправках столицы дизель подорожал с 25 декабря на 12 копеек, до 63,16 руб. На бензин марки Аи-92 цены выросли на 34 коп., до 51,02 руб., на бензин марки Аи-95 — на 36 коп., до 56,53 руб.
А по итогам прошлой недели средневзвешенная цена дизтоплива на АЗС Москвы выросла на 18 коп., до 63,04 руб./л. родолжается активный рост стоимости бензина. Средневзвешенная же розничная цена Аи-92 и Аи-95 за предыдущую неделю выросла на 22 коп., до 50,68 руб./л и 56,17 руб./л соответственно.
Отступим еще на неделю назад. По состоянию на 18 декабря 2023 года, средневзвешенная цена дизельного топлива на столичных заправках за 7 дней выросла на 29 копеек, до 62,86 рубля за литр. Цены подняли пять крупнейших заправочных сетей столицы. Средневзвешенная розничная цена бензина марок Аи-92 и Аи-95 выросла тогда на 14 копеек - до 50,46 рубля/л и 55,95 рубля/л соответственно.
Московский рост стоимости дизеля и бензина уже перекинулся на регионы. Так, по данным Росстата, с 18 по 24 декабря увеличение стоимости зафиксировали в 57 субъектах РФ, а снижение — всего в 14. В Москве цены на бензин выросли на 0,3%, а в Санкт-Петербурге — на 0,5%.
25 декабря приобрести литр топлива по стране в среднем можно было по следующим расценкам: дизель — 64,37 рубля, бензин — 54,64, в том числе марки АИ-92 — 50,26 рубля, АИ-95 — 54,87 рубля, АИ-98 и выше — 68,36 рубля.
Напомним, в конце лета — начале осени на российском топливном рынке произошла настоящая драма: цены на дизельное топливо резко подскочили на фоне отмены правительственного демпфера производителям. Это негативно отражалось не только на автомобилистах, но и, к примеру, на сельхозпроизводителях, которым необходимо было закончить уборочный сезон.
В ситуацию пришлось вмешаться властям: в качестве краткосрочной стабилизационной меры правительство установило временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Также были увеличены нормативы поставок бензина и дизельного топлива на биржу, был организован ежедневный мониторинг закупок топлива для нужд сельхозпроизводителей с оперативной корректировкой объёмов.
Непосредственно после принятия правительственных мер бензин Аи-92 упал примерно на 10%, дизель упал примерно на 2,5-3%.
Но уже в начале ноября нефтяным компаниям было разрешено возобновить экспорт дизельного топлива. При этом оговаривалась необходимость поставки на внутренний рынок не менее половины от производимых объемов. А с 17 ноября был снят и запрет на экспорт бензина.
При этом, в качестве долгосрочной меры был возвращен отмененный весной, накладный для бюджета, но столь любимый производителями нефтепродуктов топливный демпфер. Именно его отменой последние отменяли рост цен на дизель и бензин в оптовом и розничном сегментах рынка. И вот теперь такой, можно, сказать, конфуз — цены на заправках опять растут.
При этом оптовые цены на дизель и бензин в недельном диапазоне стабильны, а их мелкие колебания разнонаправлены. Биржевая цена 92-го бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже на середину дня 26 декабря составляет 38948 руб., (неделей ранее — 38934 руб.), 95-й бензин котировался по 41775 руб. (ниже, чем неделей раньше, когда он стоил 42254 рубля), межсезонный дизель 52902 руб. (был по 52553), зимний дизель 64266 руб. (64438 руб.) за тонну.
Как обращает внимание Николай Переславский, руководитель направления «Сопровождение» ГК CMS’, «судя по графикам, цены на все виды топлива последнее время даже снижались, за исключением зимнего и летнего дизеля, цена на который практически стояла на месте или изменяясь незначительно».
Рост цены топлива — инициатива исключительно крупных розничных игроков, уверен эксперт. «Они решили под общую успокоительную риторику, что в экономике все хорошо и Новый год приближается, повысить цены, дескать, не до этого, и внимания на незначительный рост никто не обратит. В то же время хочу напомнить, что налоговая доля для владельцев АЗС составляет почти 70%».