Нефть всё

Участники рынка не видят возможностей для дальнейшего укрепления цен на «черное золото». Но ОПЕК+ еще поборется.

Читать на monocle.ru

Утром в среду, 6 декабря 2023 году, цены на нефть показывают смешанную и незначительную динамику. Она объясняется просто: инвесторы не могут определиться с направлением движения на фоне противоречивых сигналов.

С одной стороны, рынки оценивают эффективность сокращения поставок ОПЕК +, что должно поддержать цены на нефть. А с другой — вновь всколыхнулись опасения по поводу ухудшения перспектив спроса на сырье в Китае.

Фьючерсы на нефть марки Brent подросли до 77,21 доллара за баррель, тогда как фьючерсы на американскую нефть WTI снизились до 72,28 доллара за баррель.

На предыдущей сессии оба бенчмарка закрылись на самом низком уровне с 6 июля, при этом цена на WTI снижалась четыре дня подряд.

Организация стран-экспортеров нефти и ее союзники, такие как Россия (ОПЕК +), договорились о добровольном сокращении добычи примерно на 2,2 млн баррелей в сутки в первом квартале 2024 года в конце прошлой недели. Также договоренности предполагают продление добровольного сокращения добычи Саудовской Аравией и Россией на 1,3 млн баррелей в сутки. Но и эти новости, как подсчитал «Монокль», нужно воспринимать с существенными оговорками.

«Единственной позитивной новостью за последние пару дней были заявления официальных лиц Саудовской Аравии и России о том, что сокращения ОПЕК + могут быть продлены или углублены в зависимости от сложившейся рыночной ситуации в первой половине 2024 года, — заявил Reuters Сувро Саркар, руководитель группы по энергетическому сектору DBS Bank. — Помимо этого... мы не видим никаких положительных катализаторов для роста цен на нефть в ближайшей перспективе».

В то же время, некоторые аналитики считают, что опасения по поводу побочного эффекта на поставки конфликта между Израилем и ХАМАС также будут поддерживать цены в ближайшей перспективе. «Опасения по поводу потенциальной эскалации конфликта между Израилем и ХАМАС вернулись после того, как США возложили ответственность за нападение на американские суда на Иран», — полагает старший аналитик рынка Phillip Nova Приянка Сачдева.

Тем не менее, другие аналитики по-прежнему негативно оценивают потенциальную динамику цен на нефть. «Это может быть просто краткосрочный технический отскок, и сила его очень слаба», — сказал аналитик из шанхайской компании CMC Markets Леон Ли. «В настоящее время цены на нефть вошли в медвежий тренд... Мы уже наблюдаем увеличение запасов в США, и цены на нефть, вероятно, упадут ниже отметки в 70 долларов за баррель», — добавил он.

Негатив связан, в частности, с оценками экономического состояния Китая, что может ограничить спрос на топливо со стороны второго в мире потребителя нефти.  Во вторник рейтинговое агентство Moody's понизило прогноз по рейтингу Китая A1 до негативного со стабильного, сославшись на «возросшие риски, связанные со структурным и устойчивым снижением среднесрочного экономического роста и продолжающимся сокращением сектора недвижимости».

«Цены на нефть остаются уязвимыми после заседания ОПЕК+, которое разочаровало рынок, предложив сокращение добычи на 2,2 млн барр./день, но с некоторыми нюансами, — комментирует ситуацию управляющий эксперт Центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова. — Так, о единой политике альянса речи не было, а только представлены отдельные, добровольные соглашения; новый объем сокращения — всего 0,9 млн барр./день (включая новые 0,2 млн барр./день со стороны России), а рынок ждал свыше 1 млн барр./день. Оставшиеся 1,3 млн барр./день — это лишь продление действующих договоренностей Саудовской Аравии и России».

Как отмечает аналитик, нового объема добровольного сокращения Саудовская Аравия не предложила, хотя такая опция была одной из ожидаемых. Также соглашение распространяется только на первый квартал 2024 года. Таким образом, для рынка нефти как таковой поддержки от ОПЕК+ не случилось. В теоретическую дополнительную поддержку рынок, судя по всему, не верит. 

На негативный сантимент накладывается и слабая статистика по запасам в США, подчеркивающая низкий спрос и рост профицита, добавляет Екатерина Крылова. Саудовская Аравия сократила для Азии экспортные цены на нефть — впервые за семь месяцев. «Все это способствует давлению на нефть Brent, которая снова подходит к июльским минимумам. При ухудшении настроений ближайший фьючерс рискует опуститься ниже, к 75 долл./барр. Но мы в такой сценарий на длинном горизонте не верим: рассчитываем все же, что на низах активизируются покупатели», — заключает эксперт.

Котировки Brent остаются сейчас возле минимальных уровней за последний месяц, несмотря на объявленные добровольные сокращения добычи нефти странами ОПЕК+, отмечает, в свою очередь, аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. Даже сохраняющаяся напряженность на Ближнем Востоке пока не вызывает роста цен. Во вторник февральские фьючерсы нефти марки Brent торговались у отметки 78,8 долл./барр, прибавляя 1%. 

С технической точки зрения, полагает аналитик, поддержка находится в районе отметки 78 долл./барр. Здесь нижняя граница диапазона консолидации после фазы снижения. Если этот рубеж будет пробит (высокая вероятность из-за слабости покупателей), то следующие цели снижения располагаются в районе 75 долл./барр. 

Александр Потавин не исключает из факторов, положительно влияющих на котировки, итоги встречи ОПЕК и ее союзников, полагая, что объявленное ограничение добычи может привести, вместо нынешнего профицита,  к появлению дефицита на рынке сырья в начале 2024 года. Это фундаментальный фактор, который должен поддержать цены на нефть в ближайшие месяцы, полагает он.

Министр энергетики Саудовской Аравии в интервью Bloomberg заявил, что он уверен в достижении сокращения в размере целевого объема 2,2 млн барр./сутки, отмечает эксперт. Однако, указывает он, у участников рынка есть опасения насчет обязательности выполнения взятых на себя обязательств со стороны отдельных стран картеля. Это будет сдерживать активность покупателей нефтяных контрактов по крайней мере до января. 

С другой стороны, возобновление боевых действий в противостоянии между Израилем и Хамасом также может привести к рискам срыва поставок нефти из ближневосточного региона. «Но судя по весьма слабой динамике нефтяных цен, у нефтетрейдеров пока нет роста обеспокоенности на этот счет. Что касается спроса, то недостаточно сильная производственная активность в США и Китае усугубила опасения по поводу снижения спроса на потребление топлива в двух крупнейших экономиках мира», — заключает Александр Потавин.