Без немецкой экономики будущее объединенной Европы выглядит мрачно.
Промышленное производство падает, на рынке недвижимости почти полный коллапс, а правительство не может занять денег ни для того, чтобы переформатировать свою экономическую модель, ни для того, чтобы модернизировать устаревшую и разваливающуюся инфраструктуру. Так мрачно выглядит краткий экспресс-анализ когда-то могучей немецкой машины. Речь идет о немецкой машине из прошлого, потому что в реальности немецкая модель сломана и разрушена. Причем, как опасается Daily Telegraph, она может утянуть с собой и всю Европу.
Не далее как вчера, 7 декабря, выяснилось, что промышленное производство в Германии неожиданно упало. Возможно, «неожиданно» здесь не совсем уместно, потому что упало оно пятый месяц подряд. В третьем квартале спад составил 0,1%, а в двух предыдущих кварталах: первом и втором немецкая экономика находилась в стагнации.
Цены на недвижимость в Германии еще никогда за всю историю ведения этой статистики не падали с такой высокой скоростью, как сейчас. В этом году, например, они уже снизились почти на 9%. Причем, в самых крупных городах: Берлине и Гамбурге падение оказалось значительно сильнее среднего.
Очень слабо выглядит Германия и в Большой семерке: у нее самые низкие темпы восстановления после коронавирусной пандемии, к тому же, в МВФ считают, что спад по итогам года будет только у немецкой экономики.
В довершение ко всему, Германия сейчас не может избавиться от многочисленных проблем и при помощи денег. У бережливых немцев один из самых низких среди развитых экономик отношений госдолга к ВВП, но Конституционный суд запретил федеральному правительству пользоваться средствами внебюджетных фондов.
Между тем, в конце многолетнего правления Ангелы Меркель экономика Германии, руководимая опытным и мудрым правительством, была для всех примером. И вот, прошло совсем немного времени и видно, в какой глубокой яме оказалась сейчас первая экономика Старого Света.
Определить, что же пошло не так, совсем нетрудно. У немецкого экономического чуда в последние пару десятилетий были три главных драйвера. Так вот, все они по очереди развернулись на 180 градусов и начали двигаться в противоположном направлении.
Сначала Германия потеряла неофициальный статус главного поставщика для промышленной революции Китая. Причем, обстоятельства изменились настолько, что сейчас уже Китай постепенно начинает поставлять продукцию машиностроения и приборостроения в Германию, а не наоборот, как это было в последние десятилетия.
Приказал долго жить и второй драйвер немецкого экономического чуда – дешевые энергоносители. Недорогой российский газ успешно поддерживал конкурентоспособность немецкой экономики на высоком уровне и позволял ФРГ доминировать в таких важных отраслях, как, например, химическая промышленность. Говоря о зависимости немецкой промышленности от газа, достаточно сказать, что огромный завод BASF в Людвигсхавене потреблял столько же газа, сколько вся Швейцария.
С потерей дешевых энергоносителей взлетевшие цены начали быстро разрушать базу немецкой экономики. В довершение к перечисленным энергетическим проблемам Берлин закрыл все свои атомные электростанции, т. е. добровольно отказался от атомной энергии, а также отказался даже рассматривать возможность применения фрекинга несмотря на то, что в Руре сланцевого газа не меньше, чем в Техасе или Канаде. Ну и наконец, свою былую привлекательность и преимущества растерял евро.
Ситуацию осложняет еще и то, что изменить направление развития перечисленных тенденций трудно. Брать кредиты Берлину не позволяет так называемый долговой тормоз. Похоже, Германию ждут долгие годы стагнации.
Между тем, слабая Германия означает слабую Европу. Стагнация первой экономики континента несет две серьезные проблемы всему блоку. Главный драйвер роста перестал расти. Между тем, без немецкого «локомотива» вся остальная Европа обречена еще на одно десятилетия топтания на месте с нулевым ростом.
Но и это еще не все. Раньше Германия была не только локомотивом Европы, но и ее кошельком. Сейчас Франция не собирается оплачивать чужие счета, а Италия, например, не может это сделать.
Результатом всего вышеперечисленного является необходимость забыть о «зеленом переходе» с его астрономическими расходами. Континент развивался, подталкиваемый крепкой и здоровой немецкой экономикой. Без немецкого локомотива перспективы Европы выглядят совсем мрачно.