Инфлюэнсеры все больше раздражают простых людей, которые уже не верят, что популярности в соцсетях можно добиться без больших денег.
Кьяра Ферраньи, одна из самых популярных блогеров в Италии и очень влиятельная фигура в модной индустрии, оказалась в центре скандала, который поднимает вопрос о будущем социальных медиа. Об этом пишет Bloomberg.
Собравшая 30 миллионов подписчиков в одной из соцсетей, она полностью отказалась от приватности, делясь десятилетиями подробностями своей жизни. Ферраньи управляет собственной линией одежды, цифровым маркетинговым агентством и занимает пост в совете директоров Tod's SpA, а на площадке Amazon Prime о ней даже есть сериал. На официальном сайте Ферраньи описывает себя как влиятельную фигуру в итальянской моде и бизнесе, использующую свое влияние, чтобы сделать мир лучше.
Однако в последнее время ее преследуют неприятности. Около месяца назад Ферраньи была оштрафована на 1 млн. евро за ложные заявления о благотворительности. Она обещала, что деньги, вырученные с продажи рождественских куличей с ее именем, будут направлены детской больнице в Турине. Однако, как выяснилось позднее, размер пожертвования никак не зависел от продаж. Средства в больницу были переведены единовременным платежом до начала кампании в размере 50.000 евро. Вместе с тем, сама Ферраньи за эту кампанию предположительно получила 1 млн. евро.
Balocco, компания, занимающаяся продажей рождественских куличей, также была оштрафована за недобросовестную коммерческую практику.
Помимо штрафа, Миланская прокуратура на этой неделе начала расследование по факту серьезного мошенничества, а ряд потребительских ассоциаций предъявили итальянской знаменитости новые обвинения. Coca-Cola отменила рекламную кампанию, а Safilo отказалась от сотрудничества. Даже премьер-министр Джорджия Мелони подвергла Ферраньи критике, заявив, что люди, занимающиеся производством куличей ценнее, чем те, кто их продвигает.
Тем не менее, Ферраньи отрицает обвинения и заявляет, что действовала добросовестно. С ее стороны появилось заявление о доверии судебным органам, с которыми она сейчас сотрудничает в рамках расследования. Хотя скандал с Ферраньи может рассматриваться как единичный удар по индустрии инфлюенсеров, это также может сигнализировать о более глубоких процессах.
Италия демонстрирует способность предвосхищать изменения в общественном мнении и технологической индустрии. Так, ранее итальянский регулятор AGCM, который оштрафовал Ферраньи, также вынес рекордные штрафы Apple Inc. и Amazon.com Inc. в 2021 году за предполагаемые нарушения конкуренции. И хотя впоследствии штрафы были отменены, они совпали с началом изменений в общественных настроениях.
Профессор Стефания Савиоло из университета Боккони в Милане считает, что эра модных инфлюэнсеров достигла пика из-за роста неравенства и осознания потребителями того факта, что инфлюэнсеры - это не просто удачливые люди, а опытные маркетологи и бизнесмены. Популярные блогеры стали все больше раздражать простых людей, которые уже не верят в то, что известности в соцсетях может добиться любой желающий. Все больше доминирует мнение, что за инфлюенсерами стоят большие инвестиции и здесь действуют те же законы большого бизнеса как и в других сферах.
Ферраньи, с идеализированным образом жизни, стала предметом критики и оштрафована за обман. Как только идеальный образ инфлюенсера был подорван, она наняла престижную миланскую юридическую фирму Джанни Ориджони и группу специалистов по связям с общественностью, которые обычно работают с оскандалившимися итальянскими компаниями для восстановления репутации.
Маятник начинает двигаться и в обратном направлении. Традиционные медиа снова восстанавливают свои позиции в модной индустрии. Это означает меньше инвестиций в стартапы и инфлюэнсеров, предполагает Bloomberg.
К тому же, искусственный интеллект создает новую угрозу для звездных блогеров. Виртуальные ИИ-инфлюэнсеры, например, Noonoouri, Ayayi и Kuki, уже были задействованы такими брендами, как Louis Vuitton от LVMH и Hennes & Mauritz AB в рекламных кампаниях.