Экономический рост редко идет как по маслу, и в 2024 году Поднебесную ждет немало серьезных вызовов.
ВВП Китая вырос в 2023 году на 5,2%, сообщил в Давосе китайский премьер-министр Ли Цян. Т.е. задача, которую поставили в марте прошлого года Си Цзиньпин и КПК на 23-й год — рост экономики в районе 5%, не только выполнена, но даже и немного перевыполнена.
Тем не менее, пишет New York Times наряду с другими западными изданиями, успокаиваться руководству Поднебесной нельзя, потому что за оптимистичными цифрами скрываются немаленькие проблемы, решить которые, как показал прошлый год, будет непросто.
Отличительной чертой экономики в 2023 году было развернувшееся по всей стране строительство автозаводов. Экспорт автомобилей вырос на 58%, что позволило Китаю обойти Японию и стать первым экспортером автомобилей на планете.
Автомобилестроители стали в прошлом году лидерами роста, установив новый рекорд по выпуску легковых автомобилей. Китайские экономисты также обращают внимание на полные рестораны и гостиницы.
Но, замечает NYT, буксующий уже не первый год строительный сектор и так до конца и не восстановившееся после пандемии внутреннее потребление портят всю картину. Причем имеются настораживающие моменты и в передовых отраслях. Продажи легковых автомобилей, к примеру, взлетели, в том числе, и за счет больших скидок.
Особенно это относится к производству и продажам электромобилей. Да и в ресторанах и гостиницах яблоку негде было упасть в немалой степени благодаря снижению цен (отметим, что речь идет не о скидках, а об отрицательной инфляции в КНР, по поводу чего аналитики сильно обеспокоены, о чем см. ниже — «Монокль»).
Никуда не деться и от настораживающего факта, что, несмотря на все усилия, пока не удается восстановить после почти трехлетней коронавирусной пандемии внутренний спрос. В результате чего многие фабрики и заводы работали наполовину, а то и менее, своей мощности.
Настораживает и снижение цен, т.е. дефляция, что не способствует росту экономики. К тому же в последнем квартале производство увеличилось в годовом выражении на 4,1%. А кредитное рейтинговое агентство Moody’s которое дало в декабре негативный прогноз по «здоровью» китайского финансового сектора.
Видный китайский экономист и ученый Чзан Цзюнь из Шанхая подчеркнул в статье в столичном издании East Is Read, что китайское правительство в отличие от совсем недавних времен все с меньшей охотой стимулирует экономику за счет кредитов и инвестиций в крупные инфраструктурные проекты.
«У меня крепнет ощущение неизбежности дальнейшего замедления роста», — делает он не очень утешительный прогноз.
Об этом же, но со знаком «плюс» говорил на Всемирном экономическом форуме в Швейцарии Ли Цян, не без гордости подчеркнувший, что рост достигнут без многомиллиардных вливаний в китайскую экономику. По словам главы Национального статистического бюро (NBS) КНР Кан И, «китайская экономика получила инерцию восстановления, высококачественное развитие было устойчивым и главные цели были достигнуты».
Обращает на себя внимание и то, что после некоторого перерыва Пекин возобновил публикацию статистических данных по безработице среди молодежи. В декабре, например, безработица среди молодых китайцев в возрасте от 16 до 24 лет составила 14,9%. Напомним, что в июне 2023 года, когда было объявлено о закрытии данных по молодежной безработице, она была 21,3%. Однако и здесь солидное снижение частично объясняется тем, что NBS перестало считать безработными студентов, которые устраиваются на временные подработки.
И все же, несмотря на сохраняющиеся большие проблемы (кризис в строительной отрасли, высокие долги на уровне провинций и т.д.) прошлый год Пекин с полным основанием может записать в актив. Оптимизм премьера Ли в Давосе был вполне обоснован даже с учетом того, что сравнивать приходится с 2022 годом, большую часть которого в стране еще действовали коронавирусные ограничения, включая длительные локдауны (чего стоит один только двухмесячный локдаун в Шанхае!), потому что в 2022 году рост ВВП был только 3%.
Самой большой проблемой руководства КНР в текущем году будет также, как и в прошлом и позапрошлом годах, строительный сектор, в котором продолжается глубокий кризис при всем том, что власти, конечно, не сидят, сложа руки, и, как могут, борются с ним. Банковская система КНР, контролируемая государством, в прошлом году быстро изменила приоритеты: банки начали, к примеру, выдавать меньше кредитов строительным компаниям и покупателям этого жилья и увеличили кредитование промышленных предприятий.
Кредитование строительной отрасли в 2023 году снизилось на 9,6%, а производственного сектора — увеличилось на 6,5%. При этом большая часть произведенной промышленными предприятиями продукции продавалась за границей. Тем не менее, экспорт КНР в прошлом году в долларовом эквиваленте сократился, поскольку юань значительно ослаб.
Еще одной важной задачей китайских властей в 2024 году будет — убедить население больше тратить денег на покупки и меньше относить их в банки, т.е. восстановить внутреннее потребление.