Как сепаратистская группировка поссорила соседей, доведя дело до того, что два средневосточных государства оказались на грани войны.
Отношения соседей, Ирана и Пакистана, неожиданно обострились. Виной тому — действия военной организации белуджских сепаратистов, которые, как оказалось, в состоянии поссорить две страны, чьи отношения прежде складывались относительно бесконфликтно. Теперь же они обстреливают территорию друг друга, правда, дипломатически обставляя это так, что возможность для примирения остается.
Старт череде событий, заставивших говорить о том, что Пакистан и Иран оказались на пороге войны, был дан в ночь на 10 января. Тогда иранский КПП в провинции Систан и Белуджистан атаковала группа боевиков. В короткой перестрелке погиб один полицейский. Нападавшие, потери которых неизвестны, скрылись на территории Пакистана. Кто стоит за ночной атакой, гадать особенно не приходилось: в регионе периодически совершает террористические вылазки организация «Джейш аль Адль» — «Армия справедливости», которую иранские власти именуют, наоборот, «Армией несправедливости». Она состоит, главным образом, из этнических белуджей.
Этот ираноязычный народ, по сей день живущий, по большей части, кочевым скотоводством — одна из многих жертв борьбы великих держав, которые, в зависимости от своих интересов, делили территории, особенно не заботясь о том, что думают на этот счет местные жители. Раздел Белуджистана — этой не очень интересной экономически, но важной стратегически земли — казалось, завершился окончательно во второй половине прошлого века. Тогда земли, населенные белуджами, отошли Ирану, Пакистану и Афганистану. Это до поры, до времени всех устраивало. В первую очередь, самих кочевников-белуджей, больше лояльных своему племени или клану, чем этносу в целом.
Ситуация изменилась с исламской революцией в Иране. Там возникло белуджское сепаратистское движение, первоначально принявшее религиозную оболочку. Белуджи-сунниты выступали против власти шиитов в стране. Движение «Джундалла» («Солдаты Бога») позиционировало себя как защитник всех суннитов Ирана. Оно печально «прославилось» кровавыми терактами (вроде взрыва бомбы на шиитской церемонии у мечети в Чах-Бахаре в 2012 году, унесшего жизни 39 человек), попало в список террористических организаций в ряде стран (в том числе, в США), заработало обвинение со стороны иранских властей в связях с ЦРУ и Моссад, подозревалось в масштабной наркоторговле и в конце концов решило произвести ребрендинг. C 2012 года большая часть ее боевиков образовало «Армию справедливости», объявив ее организацией сторонников создания независимого Белуджистана, а не суннитского халифата.
Последнее время организация была не особенно активна (даже высказывались версии, что она готова отказаться от вооруженной борьбы с иранским правительством). Возможно, инцидент 10 января так бы и остался сюжетом местной криминальной хроники, не случись до этого страшного теракта в Кермане, устроенного суннитскими джихадистами (но не «Армией справедливости») и убийства в Сирии израильтянами одного из командующих Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерала Сайеда Рази Мусави.
Иран решил ответить всем своим врагам сразу. Сначала был нанесен удар по Иракскому Курдистану, где, как утверждали в Тегеране, находятся базы Моссад. А 16 января иранские дроны атаковали штаб «Армии справедливости» на пакистанской территории.
Нарушением своего суверенитета Пакистан не удивить. Это делают и американцы, и афганцы, и индийцы — благо, границы страны, в первую очередь, в так называемой зоне племен, практически прозрачны. Но все же это был первый в истории удар Ирана по территории Пакистана. «Неспровоцированное и вопиющее нарушение Ираном суверенитета Пакистана, совершенное вчера вечером, идет вразрез с международным правом, а также целями и принципами Устава ООН. Этот противоправный акт абсолютно неприемлем и не имеет никакого оправдания. Пакистан оставляет за собой право отреагировать на этот незаконный акт. Ответственность за последствия ляжет исключительно на Иран», — заявила официальный представитель пакистанского МИД Мумтаз Захра Балоч. Пакистанский посол был отозван из Ирана для консультаций.
А 18 января пакистанские ВВС нанесли удар по иранской территории. Удар довольно странный. В сообщении пакистанского МИД указывается, что целью удара стала некая террористическая группа (уж не та же самая «Армия справедливости»?), и что действия пакистанских военных не направлены против Ирана как государства. В общем, вы напали на наших сепаратистов, мы напали на ваших. Reuters, правда, сообщает, что среди семи жертв пакистанского налета было четверо детей и трое женщин. Все — не иранские граждане. Проще говоря, пакистанские военные обстреляли какую-то деревню пакистанских или афганских белуджей, живущих в Иране. Но пока, похоже, что развивать тему нападения на мирных жителей в Тегеране не хотят.
Мирить Иран и Пакистан вызвался Китай, которому ссора между двумя стратегически важными для него государствами, почти союзниками Пекина, сейчас совершенно не нужна. Все это дает надежду, что начинающийся конфликт удастся купировать. А крайними в нем будут белуджские сепаратисты, давление на которых и со стороны Пакистана, и со стороны Ирана усилится.