Если кто-то сейчас спокоен за Трампа, то сам он — вряд ли

После голосования в этом штате выясниться, действительно ли он непререкаемый фаворит президентской гонки. А впереди еще родная для его соперницы Южная Каролина.

Читать на monocle.ru

В США стартовали внутрипартийные выборы кандидатов в президенты от двух ведущих партий страны – Республиканской и Демократической. Во вторник, 23 января, на праймериз придут республиканцы штата Нью-Гэмпшир.

Первый штат, где прошло внутрипартийное голосование, Айова, принес победу Дональду Трампу. Она оказалась убедительной, но, вопреки прогнозам социологов, не сокрушительной. Трампа набрал меньше голосов, чем сулили опросы, а его соперники, экс-губернатор Южной Каролины Никки Хейли и губернатор Флориды Рон Десантис, напротив, получили больше. Все это настраивает на ожидание сюрприза, которого можно ждать в Нью-Гэмпшире. 

Нынешние внутрипартийные выборы вообще стоят в истории США особняком. Их фавориты были известны заранее, что в американской истории бывает редко. Еще более редким, можно сказать, небывалым для США является то, что против одного из них «играют» ведущие спонсоры партии и часть, а возможно и весь партийный истеблишмент. В сущности говоря, интрига и внутрипартийных, и общенациональных выборов сейчас одна: удастся ли не допустить возвращения Дональда Трампа в Белый дом.

Интрига это сложная, поэтому её исход отнюдь нельзя считать очевидным.. Уже первые праймериз прошли не так, как полагалось.

Многие годы в США существует неофициальный, но строгий порядок, с каких штатов и в какой последовательности проводить общенациональные выборы. В этом году он нарушен. 

Своего кандидата выбрали республиканцы, но не демократы, которые решили два первых штата, Айову и Нью-Гэмпшир, пропустить. Мотивировано это было тем, что местные однопартийцы Джо Байдена и так поддержат своего президента, поэтому начинать нужно сразу в феврале, с густонаселенной Южной Каролины.

Большая доля истины в подобной мотивировке, конечно, есть. Президент, собирающийся переизбраться на второй срок, как правило, проводит символические праймериз. Его главным соперником считается представить конкурирующей партии, а популярные однопартийцы от соперничества с ним обычно уклоняются. Нет соперников у Байдена и сейчас. Единственный, кто собирался бороться с ним всерьез – это представитель знаменитой династии Роберт Кеннеди-младший. Но, в конце концов, он решил не смущать партию и баллотироваться как независимый кандидат. 

В результате соперниками Байдена среди демократов стали член Палаты представителей Конгресса Дин Филлипс, не особенно популярный за пределами родной Миннесоты, и писательница, пропагандистка оккультных практик Марианна Уильямсон. Их готовы поддержать в общей сложности что-то около двух процентов демократов. Подлинная же причина смены графика, как утверждают злые языки, заключается в том, что 81-летнего президента решено не перегружать. Он должен без излишних стрессов и проблем дойти до утверждения своей кандидатуры на партийном съезде и осенью побороться с Трампом – если, конечно, кандидатом в президенты от республиканцев будет именно Трамп.

Осторожные сомнения в его шансах на конечную победу стали выражаться после голосования в Айове. С одной стороны, Трамп там выиграл, подтвердив, что ему по-прежнему нипочем ни уголовные дела, ни иски, ни обвинения, ни скандалы. Своего рода признанием того, что с Трампом пока ничего не получается поделать, стал выход, накануне выборов в Айове, из избирательной гонки бывшего губернатора Нью-Джерси Криса Кристи. Он строил свою кампанию на критике экс-президента. Избиратели это не оценили и Кристи был вынужден признать, что из-за маленького рейтинга не сможет бороться за симпатии однопартийцев. 

Но вместе с тем, качество победы Трампа в Айове могло быть значительно лучшим. Реальную конкуренцию на внутрипартийных выборах ему могут составить только два человека: Рон Десантис и Никки Хейли. На последнюю сделали ставку Кохи, влиятельное бизнес-семейство, много лет ассоциирующееся с партийным истеблишментом республиканцев.

Пять дебатов, в которых участвовали все соперники Трампа, но не он сам, не выявили, кто более популярен, Хейли или Десантис. Опросы показывали только, что бой фавориту они могут дать лишь в Нью-Гэмпшире. В Айове рейтинг Трампа заметно выше. Да и выборы там намечались не в форме собственно праймериз, когда на участках голосуют все республиканцы штата, а в форме кокусов – собраний партийных активистов. А такая форма голосования обычно повышает шансы фаворитов. 

В итоге в Айове Трамп, получив поддержку 51,6% участников кокусов. каждого из двух конкурентов, и Хейли, и Десантиса, обошел с рекордным отрывом. Триумф – если не учитывать, сколько конкуренты Трампа взяли в сумме. За экс-губернатора Южной Каролины проголосовали 20,1%, за губернатора Флориды – 20,3%. В совокупности 40,4%, то условное “протестное голосование” против Трампа собрало на 11,2% (от 100%) меньше, чем его результат.  Отрыв фаворита можно оценить, как не слишком большой, тем более, что Трампу социологи прочили, как минимум, 60% поддержки.

Возможно, его голоса отъел “дублер”, Вивек Рамасвами, который даже манерой своего поведения копировал Трампа. В Нью-Гэмпшире он путаться под ногами фаворита не будет. Бизнесмен индийского происхождения, бойко выступивший на первых дебатах, набрал лишь 7,5% голосов и остановил свою избирательную кампанию. Видно, республиканцы Айовы посчитали, что второго Трампа им не нужно, раз есть первый.

Кстати, примечателен один из тезисов выбывшего кандидата, считающего, что нужно договориться с РФ (заключить сделку, как он говорил) с целью оторвать ее от Китая (идея, восходящая к наследию покойного Генри Киссинджера).

Хуже для Трампа, если дело – не в конкуренте, а в том, что республиканцы начали в нем потихоньку разочаровываться. Тогда голосование в Нью-Гэмпшире может стать моментом истины. Здесь, согласно опросам, Трампу будет победить намного труднее. Его главным соперником станет Хейли, чей рейтинг в штате не намного меньше, чем у него. Правда и от нее, и от Трампа там сильно отстает Десантис, которому придется приложить максимум усилий, чтобы дать соперникам бой.

А в случае победы Хейли в Нью-Гэмпшире дальше ей будет еще легче: следующие праймериз пройдут в ее родной Южной Каролине. Дома, как говорится, и стены помогают. 

В случае поражения Трампа возрастает вероятность альянса двух ключевых кандидатов-антитрампистов. Если выяснится, что кто-то из них наиболее перспективен, то второй может пойти к нему вице-президентом. Так в США поступаю тнередко. И сам Трамп, как утверждают в американской прессе, пытается соблазнить то Десантиса, то Хейли постом в своей будущей администрации. Пока безуспешно.

Ну и, разумеется, противников экс-президента перед голосованием в Нью-Гэмпшире будет вдохновлять давняя американская политическая примета: тот, кто выигрывает голосование в Айове – проигрывает внутрипартийные выборы. В 2016 году ее подтвердил сам Трамп. Он уступил в Айове “молодому перспективному” сенатору Теду Крузу, который в итоге сошел с дистанции на штате Индиана, признав, что одолеть этого выскочку-миллиардера ему не под силу.