О международном опыте работы в театре, о том, как стать театральным менеджером и каким критериям он должен соответствовать рассказала исполнительный продюсер мюзикла «МАММА МИМО! или Мюзикл пошел не так» Полина Богачева.
Полина, Вы уже много лет работаете в театральной сфере. Расскажите, пожалуйста, с чего начинался ваш профессиональный путь. Помните ли вы тот день, когда впервые оказались в театре?
Первый выход на сцену у меня состоялся довольно рано: в возрасте шести или семи лет, родители иногда брали меня на студенческие концерты в МГУ, где училась мама. Я пела с ними бардовскую песню и песни их собственного сочинения. А потом со мной случился «Норд-Ост» – мне тогда было девять. С тех пор я в театре. Сам день я не помню – воспоминания о моих днях в детской труппе смешались в одну такую солнечную мозаику, о которой я иногда ностальгирую.
Есть ли у вас высшее профессиональное образование в этой области?
Так как моя семья работает в театре в полном составе, я всячески пыталась отгородиться от театра и даже получила высшее образование маркетолога, но в какой-то момент поняла, что от себя не уйдешь и окончила магистратуру «Колумбийского университета» по специальности «Театральный менеджмент и продюсирование».
В каких театрах у вас были стажировки и практики?
В основном это зарубежные компании. Например, 101 Productions, которая в то время работала над мюзиклом «Американец в Париже» и спектаклем «Человек–слон» с Брэдли Купером. Или маркетинговое агентство AKA, обслуживающее бродвейские постановки. Также были стажировки в «Бродвейской Лиге» (объединение театральных продюсеров), в American Theatre Wing (совместно с Лигой занимающейся организацией премии Тони), компании «Стейдж Энтертейнмент» в Лондоне.
У Вас есть международный опыт работы в театрах в России и за рубежом. Сильно ли отличается работа в России от работы в театрах в других странах?
Могу сказать про американские театры, так как в основном работала в них. Главное отличие – четкое разграничение обязанностей разных департаментов, задействованных в постановке. У каждого своя работа, своя территория; эти условия прописаны в контрактах, причем не с индивидуальными исполнителями, а с профсоюзами, в которых они состоят. Профсоюзы выделяют специальных наблюдателей, чтобы условия соблюдались – делается это прежде всего для соблюдения трудовых прав работников театров. В России менее строгие правила в этом плане.
С кем из знаменитых людей вы работали? Кто запомнился и почему?
Познакомиться с Аланом Менкеном для меня было сродни потрясению. Этот человек написал музыку ко всем моим любимым мультикам «Диснея»! «Русалочка», «Аладдин», «Красавица и Чудовище», «Покахонтас», «Геркулес» – список можно не продолжать, а в нем еще немало всеми любимых названий.
Брэдли Купер, с которым мы работали на постановке пьесы «Человек–слон» на Бродвее, вёл себя очень скромно, а запомнился тем, насколько разной может быть его внешность без всяческих вмешательств гримеров, просто в зависимости от освещения и наклона головы.
Чем театральный менеджмент отличается от менеджмента в других сферах деятельности? В чем заключаются сложность работы?
Театральный менеджмент отличается прежде всего большим количеством творческих людей вокруг. Это то, что и делает процесс таким увлекательным и непредсказуемым, но это также создает некоторые сложности. У каждого свое видение процесса и того, каким должен быть конечный результат. У наших профессоров на продюсерском факультете, каждый из которых сам активно продюсирует театральные постановки, любимое сравнение было с тушением пожаров – только потушил один очаг, как тут же принимаешься за следующий. А вообще, это очень интересный процесс, при всей его непредсказуемости.
Обучают ли театральному менеджменту в российских вузах? Если да, то в каких? Много ли таких специалистов? Есть ли нехватка кадров?
Конечно обучают! На данный момент во всех крупных театральных институтах и школах страны есть свой продюсерский факультет. Насколько много таких специалистов, трудно сказать, продюсером себя назвать может практически любой, это «звание» можно купить крупной инвестицией в театральный проект. Продюсеров же, которые реально знают как с нуля создать постановку, мало. Тех, кто еще и продукт окупить умеют, – еще меньше.
Чисто коммерческий театр в России – редкая птица, а управлять театром, который содержится на бюджетные средства – это, скорее, администрирование, чем продюсирование в чистом виде.
Сложно ли сейчас найти хорошего театрального менеджера? Каким критериям он должен соответствовать?
Настоящие театральные менеджеры – практики. Можно сколько угодно читать книги по менеджменту, но, не применяя их на деле, менеджером не стать. Театральные процессы и задачи настолько разнообразны, что, не поработав в театре какое-то количество лет, трудно осознать и большую картинку, и как работают отдельные ее составляющие.
И самое сложное заключается в том, что, даже понимая процесс и работая в бизнесе годами, никто не знает рецепт успеха. Театр непредсказуем, нет никаких гарантий, а если судить по Бродвею, в коммерческом театре по статистике риск провала чуть ниже, чем в ресторанном бизнесе, считающемся одним из самых рискованных. Берутся за это лишь безумцы.
Можно ли нанять человека без профильного образования и обучить его «в процессе»? Есть ли секреты воспитания театральных кадров?
Если человек готов учиться и не боится работы, возможно все. В этом и весь секрет.
Опишите тремя словами современного театрального менеджера в России.
На последнем издыхании.
Есть ли у вас любимый проект? Почему? Какой проект был самым интересным с точки зрения профессиональных задач?
Однозначно «Шахматы». Это был самый сложный, масштабный и полный вызовов проект, работа над которым началась в 2018 году, и который открылся для зрителя в 2020 году – во время пандемии. Постановка этого мюзикла – титаническая работа с материалом под стать, и быть причастным к этому спектаклю – большая честь и удовольствие. Мне кажется, большинство моих коллег по этому проекту со мной согласятся.