Швеция преодолела предпоследнее препятствие на пути вступления в НАТО, которое Стокгольм считал последним. Страна подала заявку на вступление в Североатлантический альянс еще в мае 2022 года, но против резко выступила Турция, выставив перед Стокгольмом ряд политический требований. Анкара требовала полного прекращения поддержки курдских политических организаций (которые в Турции признаны террористическими), выдачи курдских активистов и снятия эмбарго на поставку шведского оружия турецкой армии, которое было введено из-за операций против курдов. В итоге Швеция выполнила все требования Турции и даже внесла изменения в свою конституцию, что позволит выдавать другим странам курдских политических активистов.
Однако Анкара продолжала тянуть время, очевидно надеясь добиться каких-то уступок еще и от США, например, снятия запрета на продажу турецкой армии боевой авиации. Но в Вашингтоне предпочли разговор с позиции силы, пригрозив турецкой банковской системе санкциями за проведение расчетов с Москвой, которые обслуживают товарооборот и якобы нарушают американские санкции против России.
Анкара решила, что она уже выжала максимум из «шведского вопроса» и решила не дразнить судьбу. 23 января парламент Турции одобрил заявку Швеции на вступление в НАТО. Решение должен еще утвердить президент Турции Реджеп Эрдоган, но это скорее технический вопрос.
Однако неожиданно для многих Венгрия дала понять, что у нее есть вопросы к Швеции, и пока они не будут решены, Стокгольм не получит венгерского согласия на вступление в НАТО. В день утверждения турецким парламентом заявки Швеции премьер-министр Венгрии Виктор Орбан публично пригласил своего шведского коллегу на переговоры. «Сегодня отправил письмо-приглашение премьер-министру Швеции Ульфу Кристерссону по поводу визита в Венгрию для переговоров о вступлении Швеции в НАТО», — написал Орбан в социальной сети.
Приглашение Орбана поговорить прокомментировал министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстре заявил, что не видит причин вести переговоры по поводу вступления его страны в НАТО. При этом он заверил, что Стокгольм «стремится к конструктивному диалогу» и должен «проанализировать письмо» и «обдумать, что это письмо сигнализирует».
Можно понять нежелание Стокгольма общаться — между Венгрией и Швецией нет двусторонних противоречий, а темой переговоров могут стать только внутриполитические вопросы Евросоюза. Дело в том, что на Венгрию осуществляется постоянное давление из Брюсселя: под предлогом «нарушения верховенства права» остаются замороженными 22 млрд евро венгерских денег из бюджета ЕС, и звучат постоянные угрозы лишить Будапешт права голоса в Евросоюзе.
Естественно, Стокгольм не может приказать Брюсселю выплатить Будапешту причитающиеся ему деньги. Но поскольку большинство лидеров стран ЕС заинтересованы во вступлении Швеции в НАТО, Венгрия не видит повода делать им одолжение в виде одобрения шведской заявки, не получив ничего взамен. Таким образом, для начала «конструктивного диалога» с Венгрией, Швеции для начала придется вступить в переговоры по венгерскому вопросу с большинством стран ЕС.