В Германии, Франции и Великобритании растут цены из-за перебоев с поставками.
Пока речь шла только об операции израильской армии в секторе Газа, последствия очередного обострения ситуации на Ближнем Востоке ощущали на себе лишь участники конфликта и их непосредственные соседи. Все начало меняться, хотя и не сразу, приблизительно через полтора месяца после 7 октября, во второй половине ноября и в декабре, когда в конфликт вмешались хуситы. Шиитская группировка, естественно, поддержала палестинцев и ХАМАС и осудила Израиль, убивший к тому времени уже более 10 тысяч мирных жителей, включая женщин и детей. Йеменские «террористы», которых американцы то вычеркивают из списка террористических организаций, то вновь их туда вносят, начали обстреливать ракетами корабли, идущие в израильские порты. При этом они говорили, что будут нападать на корабли в Красном море, проходящие мимо контролируемого ими побережья Йемена, до тех пор, пока израильтяне не прекратят военную операцию в Газе.
Ряд судоходных компаний, не желая рисковать, пустили свои корабли в обход Красного моря и Суэцкого канала, мимо мыса Доброй надежды, южной конечности Африки, что, естественно, существенно удлинило путь и время плавания, а также резко повысило транспортные, логистические, страховые и иные расходы.
Вторая фаза кризиса в Красном море началась две недели назад, когда США и Великобритания обстреляли «томагавками» и нанесли ракетно-бомбовые авиаудары по позициям хуситов на территории Йемена. Целью этого очевидного обострения конфликта было уничтожить военную инфраструктуру и военный потенциал хуситов и заставить их прекратить нападать на корабли в Красном море. Хуситы, как нетрудно догадаться, заявили, что продолжат обстреливать корабли, и включили в «черный» список стран, суда которых они намерены атаковать, и США с Великобританией.
Американские и британские военные после каждого нового удара коалиции по хуситам, а количество таких ударов после 11 января уже перевалило за 10, исправно сообщают об уничтожении хуситских ракет, готовых к запуску, и складов с вооружениями и боеприпасами, в основном, подземных. Однако и в Вашингтоне, и в Лондоне, причем, на самом высоком уровне признают, что эффект от ударов по хуситам сильно оставляет желать лучшего.
На данный момент единственным результатом действий США и Великобритании в Красном море стала дальнейшая эскалация на этом важнейшем водном торговом маршруте, по которому проходит до 12% всей мировой торговли по морю. С каждым днем стремительно сокращается число смельчаков, которые готовы рискнуть и везти грузы из Азии в Европу коротким путем через Красное море и Суэцкий канал. Вашингтон и Лондон тоже призывают судоходные компании не рисковать и отправлять суда в обход Африки.
Поскольку в основном по Красному морю проходит торговля между Европой и Азией, то и страдают европейские и азиатские страны. В Европе последствия фактического закрытия Красного моря на месяцы уже начали ощущать на своих кошельках жители крупнейших экономик континента. Композитный индекс деловой активности PMI (индекс активности менеджеров по закупкам) от S&P Global в Великобритании показывает, что рост транспортных расходов уже разогнал инфляцию в королевстве до максимального с марта 2023 года уровня. Также впервые за 12 месяцев увеличилось время доставки грузов.
PMI других европейских стран тоже свидетельствуют, что крупнейшие экономики континента начали ощущать негативные последствия событий в Красном море и на Ближнем Востоке. В Германии, например, где в частном секторе спад фиксируется уже 7 месяцев кряду, темпы снижения производственных затрат сейчас самые низкие за 9 месяцев, а время доставки грузов во Франции самое большое за год.
Европейская промышленность, замедлившая развитие из-за слабого потребительского спроса еще до обострения обстановки на Ближнем Востоке, сейчас ощущает первые последствия логистического шока, который начался в середине декабря прошлого года, когда корабли начали выбирать длинный путь в обход Африки.
«Продолжающиеся нападения хуситов на торговые суда, идущие по Красному морю, оказывают очень существенное давление на цепочки поставок», — прокомментировал главный экономист Коммерческого банка Гамбурга Сайрус де ла Рубиа опубликование последних данных по PMI для еврозоны.
Индекс деловой активности показывает, что в январе ее снижение продолжится. Январь будет восьмым подряд месяцем снижения деловой активности в зоне единой европейской валюты. PMI также свидетельствует, что для главных экономик еврозоны: ФРГ и Франции 2024 год начинается тяжело.
В Великобритании картина с PMI в январе несколько лучше, чем в Германии и Франции, но в королевстве быстро растут цены. Экономисты объясняют это событиями в Красном море. Проблемы с логистикой и поставками в сочетании с остающейся высокой инфляцией в сфере услуг могут заставить Bank of England, по мнению экономиста S&P Global Market Intelligence Криса Уильямсона, не торопиться со снижением учетной ставки.
«Инфляция в ближайшем будущем будет упрямо превышать 3-4%»,— уверен Уильямсон, который также уверен, что чем быстрее закончится конфликт на Ближнем Востоке, тем быстрее восстановится европейская экономика.