Угроза рецессии в первой экономике Старого Света становится все более реальной и неизбежной.
Уточненные данные статистического управления Destatis показывают, что спад в немецкой промышленности в ноябре 2023 года составил 0,7% по сравнению с октябрем. Самое сильное снижение в последнем осеннем месяце зафиксировано по капитальным и промежуточным товарам.
Окончательный результат по ноябрю оказался неожиданным, потому что экономисты, опрошенные Bloomberg, прогнозировали рост на 0,3%. Данных по последнему кварталу прошлого года еще нет, но все меньше аналитиков и экономистов сомневается в том, что спад был и во всем квартале. Это значит, что Германия закончила 2023 год со своей первой после коронавирусной пандемии рецессией.
Промышленность является основой экономики Германии. Немецкие производители больше всего страдают от дорогой электроэнергии, высоких процентных ставок по кредитам и замедления развития китайской экономики.
«Данные по производству в ноябре (вновь) разочаровали,- комментирует статистику экономист Мартин Адеммер.- Недавнее ухудшение деловых ожиданий указывает на непростое начало года для промышленности. Мы не отказываемся от прогноза по небольшому росту в первом квартале 2024 года на основе обнадеживающей динамики в секторе услуг. Правда, существует значительный риск, что все более проявляющаяся слабость промышленности опять потянет всю экономику в январе-марте 24-го года вниз».
Данные по ноябрю 2023 года появились на следующий день после данных по производственным заказам, которые тоже оказались ниже прогнозов. Не вселяет особого оптимизма и текущая ситуация в экономике Германии. Министерству Роберта Хабека очень нужны сейчас инвестиции, но правительство связано по рукам и ногам «долговым тормозом», прописанным в Конституции ФРГ. Кроме этого, над экономикой нависла, как дамоклов меч, начинающаяся завтра общенациональная забастовка железнодорожников. Оператор железных дорог Deutsche Bahn AG попытался сорвать трехдневную забастовку через суд, но потерпел неудачу. Суд по трудовым спорам во Франкфурте встал на сторону профсоюза железнодорожных рабочих Германии и разрешил им три дня не выходить на работу.