Европа столкнулась со структурным дефицитом природного газа и пока еще не смогла окончательно компенсировать российский газ, от которого она добровольно отказалась.
Главной темой в европейской энергетике два последние года был энергетический кризис и спровоцированный им резкий скачок цен на газ, вызванный отказом европейских стран от дешевого трубного газа из России и заменой его на дорогой сжиженный газ (СПГ) из США. Весь 2022 год на континенте прошел под знаком стремительного роста цен на газ, достигших в августе рекордных величин.
В 2023 году цены на СПГ пошли вниз, и европейцы успокоились. Падение продолжается и сейчас: так, в ноябре 2023 — январе 2024 годов они снизились еще на 37%. Но часть этого обвала пришлась на снижение спроса на газ, вызванного серьезными проблемами в европейской экономике и, в первую очередь, в главной экономике Старого Света — Германии. Т.е. цена на «голубое топливо», которая сейчас, кстати, несмотря на обвал цен, все равно остается выше, чем она была до 24 февраля 2022 года, опустилась из-за того, что в ФРГ и в других странах Европы снижается производство. Особенно, в энергоемких секторах.
Везет европейцам, по крайней мере, пока и с погодой: зима 2023-24 годов такая же теплая (вторая по этому показателю за десятилетие), как и предыдущая, что тоже способствует невысокому спросу и низким ценам на газ.
Низкие цены позволили европейцам осенью наполнить подземные газовые хранилища (ПГХ) газом под завязку так же, как прошлой зимой, и не бояться возможных холодов.
В общем, казалось бы, самое время расслабиться и забыть энергетический кризис, как страшный сон. Однако экономисты и аналитики американского банка Goldman Sachs советуют им не торопиться праздновать избавление от энергетического кризиса.
«Снижение цен может создать впечатление, что Европа покончила с энергетическим кризисом, — приводит Oil Price (ОР) выдержку из аналитической записки Goldman Sachs, — но мы считаем, что кризис еще не закончился. Необходимо пережить еще одну зиму, чтобы можно было окончательно забыть об угрозе возвращения астрономических цен на газ».
Американские банковские аналитики полагают, что поставки СПГ в Европу в краткосрочной перспективе не решили проблему структурного дефицита и не компенсировали поставки российского газа. Цены по-прежнему остаются очень волатильными и уязвимыми перед сбоями в предложении и колебаниями спроса.
Необходимость пережить еще одну зиму объясняется тем, что наполненные почти на 100% ПГХ, которыми справедливо второй год гордятся европейцы, к их сожалению, обеспечивают комфортную зимовку лишь теплой зимой. Если же столбик термометра резко опускается вниз, то спрос на газ для отопления зданий резко возрастает и его количество в хранилище начинает стремительно сокращаться. Цены на при этом, естественно, идут вверх.
Как пишет ОР со ссылкой на расчеты аналитиков Goldman Sachs, от погоды зависит более 60% спроса на газ. Например, согласно расчетам, если средняя температура зимой будет на 1°С ниже средней температуры, скажем, за пять последних зим, то рост спроса на отопление снизит запасы газа в ПГХ приблизительно на 12%.
Что касается предложения, то пока Европе несмотря на то, что большая часть экспорта американского СПГ достается им, пока так и не сумела компенсировать еще 20% потерянного газа из России. К тому же, как уже упоминалось выше, снижение цен в значительной мере объясняется снижением спроса на газ. Когда европейская и немецкая экономики начнут восстанавливаться, а рано или поздно это произойдет, спрос и цены на газ начнут расти.
Goldman прогнозирует начало ввода в эксплуатацию новых СПГ-проектов в 2025 году. Это приведет к росту глобального предложения. Но смогут ли накануне зимы 2025-26 годов европейцы по-настоящему расслабиться?