Как сообщила 12 февраля со ссылкой на свои источник газета «Известия» Федеральная служба безопасности 7 февраля провела обыски в центральном офисе Росавиации на Ленинградском проспекте в Москве по уголовным делам о незаконном выводе из-под российской юрисдикции 59 гражданских самолетов и вертолетов.
Поводом для возбуждения уголовных дел послужила проверка Минтрансом деятельности Росавиации в июле прошлого года. Именно эта история, по словам собеседников издания, и привела к отставке в сентябре 2023 года Александра Нерадько, возглавлявшего Росавиацию в течение 14 лет.
В результате упомянутой проверки выяснилось, сообщают «Известия», что после начала СВО сотрудники агентства снимали с регистрации самолеты и вертолеты, нарушая Указы президента РФ от 1 и 8 марта 2022 года № 81 и № 100, а также постановления правительства № 311 и № 312.
Начиная с марта 2022 года, эти борта были проданы в том числе в недружественные страны, после чего три вертолета принимали участие в СВО на стороне противника, а Ил-76 доставляли грузы с выключенными ответчиками, чтобы их маршруты нельзя было отследить, указал источник издания, близкий к силовым структурам. Именно эта история, по словам собеседников «Известий», привела к отставке в сентябре 2023 года Александра Нерадько, возглавлявшего Росавиацию в течение 14 лет.
Собеседники газеты рассказали, что 7 февраля сотрудники ФСБ и МВД занимались выемкой документов в кабинетах двух чиновников агентства: и.о. начальника Управления инспекции по безопасности полетов Кристины Бывалиной и замначальника отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Петра Козырева.
В отношении Петра Козырева, Кристины Бывалиной а также ее бывшего заместителя Анны Жильцовой, которую уволили из агентства в июне 2023 года, возбуждено уголовное дело по статье о халатности (ч.1 ст. 293 УК).
Кристина Бывалина, сообщает издание, проходит также по еще одному заведенному уголовному делу — о превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК).
Уточняется также, со ссылкой на собеседника в Минтрансе, что сотрудники Росавиации выводили борта из Госреестра гражданских воздушных судов без полного комплектов документов и предоставляли противоречивую и недостоверную информацию о нахождении воздушных судов за пределами России. 36 бортов Росавиация дерегистрировала в связи с продажей за рубеж. Покупателями 21 воздушного судна стали резиденты государств, не входящих в ЕАЭС, восемь из них были реализованы в недружественные страны.
Согласно информации на сайте Росавиации, с марта 2022 года по июнь 2023-го включительно из Госреестра гражданских воздушных судов РФ было исключено 43 борта в связи с их продажей за рубеж. Среди них числятся два самолета Ил-76 и шесть вертолетов Ми-8.
Пять из этих восьми бортов (один Ил-76 и четыре Ми-8), по данным портала Russianplanes.net, ранее эксплуатировались в России авиакомпанией «Абакан Эйр».
Как пояснил собеседник «Известий» в Минтрансе, эти воздушные суда вылетели из России под предлогом чартерных рейсов или других программ и должны были вернуться обратно. Ни временный, ни постоянный вывоз бортов не оформлялся, уточнил он.
Источники «Известий», близкие к правоохранительным органам, и в Минтрансе, указывают на то, что именно эта история стала основной причиной для отставки руководителя Росавиации Александра Нерадько в сентябре 2023 года.
После отставки Александр Нерадько устроился в «Норникель» на должность советника президента. Однако в начале февраля, сообщат издание, его оттуда уволили по причине конфликта интересов, рассказали собеседники газеты.