Республиканские конгрессмены решили уволить Алехандро Майоркаса за кризис на границе с Мексикой.
Палата представителей Конгресса США, контроль над которой принадлежит Республиканской партии, несмотря на сопротивление демократов, со второй попытки все же проголосовала за то, чтобы объявить министру внутренней безопасности Алехандро Майоркасу импичмент. Майоркас стал не только первым главой Министерства внутренней безопасности США (МВБ), над которым нависла угроза быть снятым со своего поста таким образом, но и вообще первым действующим министром почти за полтора века, которому объявлен импичмент. В 1876 году Уильям Белкнап, министр обороны США в кабинете Улисса Гранта, добровольно покинул свой пост накануне импичмента в Палате представителей по обвинениям в коррупции. Кстати, Сенат его позднее… оправдал.
В свою защиту Майоркас, правда, может сказать, что его ведомство — совсем молодое и было создано в конце ноября 2002 года. К тому же, у него неплохие шансы сохранить свой высокий пост, потому что верхняя палата Конгресса, Сенат, в котором большинство у демократов, скорее всего не поддержит республиканцев из Палаты представителей.
В нижней палате, кстати, республиканцы победили с преимуществом всего лишь в один голос: за импичмент проголосовали 214 конгрессменов, а против — 213. Трое конгрессменов от Республиканской партии отказались следовать партийной дисциплине и проголосовали против импичмента, но нашлись «бунтари» и среди демократов, которые поддержали увольнение. Победить же республиканцам удалось лишь благодаря отсутствию двух конгрессменов от Демократической партии: одна отсутствовала по причине положительного теста на Covid-19, а второй задержался в аэропорту Палм Бича из-за поломки самолета и не успел на голосование.
Недовольство республиканцев Алехандро Майоркасом — проявление их острого недовольства миграционной политикой администрации Джо Байдена, которую и проводит в жизнь МВБ и его глава. Как нетрудно догадаться, президент Байден вчерашнее голосование в Палате представителей осудил и назвал «неконституционным» и «политическими играми». Кое в чем он прав: Майоркас стал первым из американских министров и президентов, которому объявили импичмент не за какие-то неблаговидные дела и проступки, а за то, как именно он видит и исполняет свои служебные обязанности, не нарушая при этом закон, по крайней мере, очевидным образом.
Уволили его, кстати, лишь со второй попытки. Во время голосования неделю назад республиканцам не удалось получить большинства. В Сенате, между прочим, для утверждения импичмента необходимо набрать не простое большинство, как в нижней палате, а две трети голосов, что представляется маловероятным. Ряд сенаторов уже заявили, что будут голосовать в конце февраля против увольнения Майоркаса.
Демократы уверяют, что республиканцы не представили убедительных доказательств того, что «нарушения» министра тянут на импичмент. Однако республиканцы утверждают, что он не выполняет возложенных на него Конституцией обязанностей по охране границы. Ему в вину вменяют, в частности, отмену принятой при Трампе процедуры, согласно которой мигранты должны ждать судебного решения по своему статусу на границе, а не свободно передвигаться по стране. Республиканцам также не понравилось, что глава МВБ не являлся на заседания Комитета по вопросам внутренней безопасности и не предоставил всех требуемых конгрессменами документов.
«Конгресс поступил решительно, чтобы защитить наш конституционный строй и призвать к ответу чиновника за нарушение клятвы, — цитирует New York Times конгрессмена от Теннесси Марка Грина, возглавляющего Комитет по вопросам внутренней безопасности.