В перспективе – строительство ВСМ от Москвы до Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера, а также столицы Белоруссии – Минска.
Обсуждение начала работы по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали провел президент Владимир Путин в ходе визита в Екатеринбург вечером 15 февраля. «По сути это пилотный проект, имею в виду строительство на первом этапе ветки Москва – Санкт-Петербург. Эта работа станет, должна стать первым, стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России», — заявил президент в начале совещания, прошедшего на предприятии «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме.
Он подчеркнул, что это принципиально другой уровень технологий и транспортных услуг, современные рабочие места и передовые компетенции, и «что сама по себе готовность браться за такие сложнейшие проекты и способность их реализовать – это своего рода интегральный показатель нашего возросшего технологичного, научного, кадрового, индустриального потенциала. Это новые компетенции, и, судя по всему, мы подошли к тому, чтобы их реализовывать».
«Повторю, строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом – это только начало, — отметил Владимир Путин. — В перспективе – организация такого сообщения в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера, а также столицы Белоруссии – Минска. Вполне естественные, реализуемые [программы]. Что касается Минска, то с Президентом Белоруссии Александром Григорьевичем Лукашенко мы обсуждали этот вопрос, он тоже поддерживает», — цитирует президента его официальный сайт.
«Выделенные высокоскоростные маршруты помогут заметно нарастить пропускную способность железных дорог, разгрузят аэропорты, будут способствовать росту внутреннего туризма и деловой активности», — добавил Владимир Путин.
«Мы уже давно, если не сказать очень давно, обсуждаем, анализируем подходы к строительству высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург», напомнил он и обращаясь к Герману Грефу сказал: «Герман Оскарович, да? Давно совсем, когда мы ещё в Питере работали, уже об этом говорили».
Президент попросил представить предложения по источникам и механизмам финансирования, обозначить сроки и этапы работ, а также условия привлечения инвесторов и институтов развития. «Хотел бы ещё раз подчеркнуть: все эти вопросы, возможные риски должны быть заранее детально, всесторонне проработаны и просчитаны», — отметил он.
«Реализация проекта, создание всей необходимой инфраструктуры и подвижного состава должны вестись именно на нашей собственной технологической базе», — подчеркнул Владимир Путин, добавив, что «сейчас на предприятии мы с акционерами, с руководителями предприятия говорили об этом. В целом они к этому готовы».
Готовность, о которой сказал президент, подтвердил основатель АО «Группа Синара», президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский: «Так точно, готовы, Владимир Владимирович».
Владимир Путин пояснил, что в ходе знакомства в ходе этого визита с «Уральскими локомотивами», предприятием и инженерным центром он убедился, что все заделы созданы. «Завод успешно проектирует и производит по-настоящему современную, передовую железнодорожную технику, электровозы и поезда. И собирается она на отечественных материалах и комплектующих, оснащённых, кроме всего прочего, и нашим программным продуктом», — рассказал президент.
«На мощностях завода уже может быть налажено серийное производство и высокоскоростных поездов», — добавил он, подчеркнув, что «это важнейший технологический проект для нашего машиностроения в целом», крупная, долгосрочная, технологически сложная программа развития высокоскоростного сообщения, в которой «примут участие десятки, если не сотни трудовых коллективов, научных институтов, подрядных организаций по всей стране», так что уже сейчас нужно заниматься вопросами тесной кооперации и выстраивания эффективных производственных цепочек.
«И конечно, проект магистрали Москва – Санкт-Петербург должен быть детально проработан с регионами, по территории которых пройдёт эта трасса, — указал Владимир Путин. — Прошу руководителей субъектов Федерации максимально ответственно подойти к решению задач, связанных с этим проектом. Это шесть регионов: Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Тверская, Московская области. Суммарно в них проживает около 30 миллионов человек. Это 20 процентов всего населения страны», — отметил президент.
По итогам совещания «надо выйти на конкретные решения, чтобы как можно быстрее приступить к практической работе», — заявил он.
Руководитель РЖД Олег Белозёров назвал стоимость строительства: 580 миллиардов рублей.
Отметив серьезность этой суммы — «свыше полутриллиона рублей», Владимир Путин заметил, что «то, о чем мы говорим, это не просто какие-то игрушки, извините, хотелки. Всё равно надо будет развивать вот эту часть Российских железных дорог. Нужно подойти к этому по-хозяйски и посмотреть на то, чтобы эта работа, комплексная работа, была выстроена максимально оптимальным образом».
Он также подчеркнул то обстоятельство, что новые магистрали дадут возможность полнее использовать традиционные железные дороги для грузовых перевозок: «И грузовую часть нужно обеспечить и использовать тогда имеющиеся магистрали, и высокоскоростную часть сделать».
Как поясняет президентский сайт, Завод «Уральские локомотивы» (входит в группу компаний «Синара») создаёт технику как для пассажирских, так и грузовых перевозок (грузовые электровозы постоянного тока «Гранит» и «Синара», новый грузовой магистральный локомотив «Малахит»). Специалисты «Уральских локомотивов» совместно с РЖД работают над созданием беспилотного поезда.
Владимиру Путину продемонстрировали ключевые элементы вагонов новых российских скоростных поездов и готовую продукцию, в частности, головной вагон полностью отечественного скоростного поезда нового поколения «Финист» (аналог «Ласточки»). Кроме того, главе государства представили макет планируемого к строительству высокоскоростного поезда на восемь вагонов.