Демографический вопрос в малых городах России давно стоит на повестке дня, но позитивные изменения пока не прослеживаются. За 10 лет количество выпускников, выбирающих безвозвратную миграцию, увеличилось вдвое, а ощутимую депопуляцию испытывают 70% малых и средних городов. Это закономерно приводит к дефициту кадров, давлению на социальные структуры и снижению темпов производства.
Институт экономики роста им. П.А. Столыпина провел первое в России исследование с анализом миграции из центра в периферию. Эксперты выявили основные мотивы переезда по обоим направлениям и предложили стратегии привлечения молодых людей в малые города.
Как оказалось, миграция молодежи — не столько экономический, сколько ценностный феномен. В большинстве случаев люди до 35 лет готовы переехать в небольшой город по личным обстоятельствам — близкое окружение, своя недвижимость, любовь к «малой родине». В мегаполисах молодежь зачастую отталкивает плохая экология, высокие цены, сложный «ритм жизни» и сильная конкуренция на рынке труда. Например, в Москве прослеживается профицит молодых кадров — 14 человек на одно вакантное место.
Из периферии же в центр молодых «выталкивает» состояние медицины, высокий уровень алкоголизма и наркомании, отсутствие качественной инфраструктуры и перспектив для личного роста. Огромные возможности столицы и городов-миллионников имеют грандиозную силу притяжения, и хотя об экономической конкуренции не может идти речи, но повысить привлекательность малых городов все же можно.
Аналитики ИЭР предложили новую концепцию «провинциальности», делая акцент на преимуществах периферии: не бесперспективность и депрессия, а иной стиль жизни со своим домом, прекрасной экологией, сбалансированным темпом жизни и стабильностью. На презентации исследования Ольга Захарова, директор дивизиона «Городская экономика» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», подчеркнула необходимость создания моды на малые города: «Пока это не станет модным, люди туда не поедут — неважно, сколько им лет».
Стратегия привлечения в малые города заключается, прежде всего, в формировании уникального имиджа города. По мнению исполнительного директора ИЭР Антона Свириденко, каждому городу нужен свой «драйвер» — без него не будет процветания, а люди будут продолжать стремиться в центр, туда, где этот «драйвер» есть.
Жителям малых городов крайне важно чувствовать динамику развития своего города, поэтому стратегия также подразумевает устранение проблем, связанных с инфраструктурой. Возможны программы по поддержке предпринимательства, созданию рабочих мест, а также жилищные и ипотечные программы, к примеру, по предоставлению земельного участка для строительства. Среди источников финансирования авторы стратегии видят муниципальные облигации как основной инструмент, но также важна материальная поддержка центра малым городам, имеющим свою программу «иммиграции».