«Монокль» поговорил с популярной исполнительницей Ириной Дюковой и узнал её взгляды на современный шоу-бизнес: какие темы сейчас волнуют зрителей и чем планирует удивлять в своих новых программах.
- Вы довольно давно выступаете на эстраде, насколько ощутимы в последние годы изменения в концертной индустрии? В чем они проявляются наиболее заметно?
- Да, на эстраде я давно. Правда был довольно большой перерыв, когда я не занималась творческой деятельностью вообще. Так сложились обстоятельства. Когда я вернулась на сцену, то поняла, что это совсем другая история во всех отношениях, и, честно говоря, адаптироваться было очень не просто. Изменилось всё, не только концертная индустрия. Раньше все было более предсказуемо. Какая песня станет хитом, как продвигать того или иного артиста и т.д. Люди зачастую ходили на концерты даже не очень популярных, а иногда и малоизвестных артистов, чтобы познакомится с их творчеством или просто потанцевать и весело провести время, не говоря уже о том, что звезды собирали стадионы.
Сейчас эпоха интернета. Много информации, можно все посмотреть находясь дома. Да и загруженность у людей большая, на концерт иногда просто некогда сходить. Ну, разумеется, и финансы не всегда позволяют. И еще важный момент: раньше достаточно было повесить в центре города несколько афиш, и все уже знали о предстоящем мероприятии. Сейчас же нужна очень большая и очень затратная финансово-рекламная кампания, чтобы люди обратили внимание.
- Как на ваш взгляд меняются тенденции в развитии популярной музыки в нашей стране?
- У прекрасной Анжелики Варум есть песня, которая называется «Музыки осталось мало». Вот, наверное, лучше и не скажешь по поводу музыкальных тенденций сегодняшнего дня. Мне сложно принять то, что делает молодежь, я имею в виду, в основном, блогеров, конечно. Понятие красоты, глубины, душевности куда-то исчезло. Это стало не модно и не востребовано у молодого поколения. А жаль. Я с большим трудом понимаю современные песенные тексты, о чем они? Если о любви, то это какая о очень странная любовь. Мелодичность потеряла свою актуальность, увы…Но!
Старшее поколения артистов продолжает радовать прекрасными песнями, где есть и красота, и душа! Если хотите примеры, то это, конечно, Леонид Агутин, Анжелика Варум, группа А-студио, Владимир Пресняков и многие другие. Да и молодые ребята есть очень талантливые, Джонни, например.
- Какие темы исполняемой вами музыки получают наибольший отклик у поклонников?
- Я в какой-то момент тоже решила попробовать сделать танцевальный, модный музыкальный материал. Записала несколько песен, сняла 2 видеоклипа. По итогу это неплохо было воспринято, но и не сказать, что супер! Кому-то очень понравилось, а кто-то говорил и писал в комментариях, что я стала «как все». И я не могу с этим не согласиться. Не совсем это моё. Лучше всего мои поклонники и просто слушатели воспринимают те песни, которые я пела много лет назад и аналогичные им. Я бы сказала, что этот репертуар принимается просто на ура! Я решила далеко от себя прежней не уходить: ровно настолько, насколько изменилась я сама. Просто это я такая как есть: без имиджей, без каких-то продуманных историй, без игры. И мне нравится быть естественной в песнях, на сцене, и в жизни.
- Влияет ли использование песен в саундтреках к теле- и кинопродуктам на узнаваемость исполнителя или слушатели рассматривают их как отдельное независимое музыкальное произведение?
- Скорее, как отдельное, на мой взгляд. Люди иногда даже и не знают, кто исполняет тот или иной саундтрек. Если, конечно, не ищут специально информацию об исполнителе. У меня имеется такой опыт, и я не раз слышала: так это вы оказывается поете эту песню из сериала «Полицейский с Рублевки»! И так далее.
При том, что на концерте люди поют ее вместе со мной, а стало быть знают. Но в моем случае вначале родилась песня («Может быть», музыка Олега Воляндо, слова Германа Витке). Она зазвучала на ведущих радиостанциях, попала в хит-парады, вышла во многих сборниках, а потом у нас приобрели лицензию на использование ее как саундтрека к 2 сериалам. А вообще все не совсем предсказуемо, честно говоря.
- Востребованы ли в эпоху стриминговых сервисов съемки музыкальных клипов?
- Опять же всё очень индивидуально. Думаю, да, востребованы. И не столько для ТВ (сегодня с ТВ всё очень сложно), а прежде всего для Интернета. Говорю о себе: у меня значительно лучше воспринимается песня, если есть визуальный ряд. Причем это может быть очень недорогой видеоклип. Несколько лет назад мы сняли видеоклип на песню «Без тебя» (мой главный хит 90-х) в новой версии. Режиссером этого клипа стал мой сын, он же его и монтировал. На тот момент ему было 17 (!) лет. Это совершенно малобюджетный клип, который зашел на ура! Просто песню иногда нужно показать: я имею ввиду эмоции.
- Считаете ли, что сейчас, во времена активного развития онлайн и медиасервисов, проще начать успешную музыкальную карьеру?
- Все очень относительно. Раньше всё внимание слушателей и зрителей было приковано к ТВ и радио. Программ и радиостанций было не так уж много, и люди смотрели все, что показывают, и слушали, что звучит. Попасть на ТВ тоже было непросто, но проще чем сейчас, это однозначно. Если тебя показывали по ТВ, то через какое-то время тебя знала вся страна. Артистов не было так много, как сейчас, поэтому при благоприятном стечении обстоятельств довольно быстро можно было стать известным и, если повезет, популярным артистом.
Сейчас так много различных исполнителей, так много музыкальных проектов, и, чтобы как-то выделиться, нужно приложить к этому много усилий. Продвижение в Интернете (что тоже просто так не сделаешь), конечно, прекрасно работает. Но должна быть выстроена концепция этого продвижения, должны быть хорошие специалисты (и это тоже большие затраты). Опять же, зависит от поколения зрителей и слушателей, и характера музыки. В сказку, когда выложил песню и проснулся звездой, я, в силу возраста и кое-какого опыта, все же не верю.
- Над какими проектами вы сейчас работаете и чем планируете удивить своих слушателей?
- На сегодняшний день мой самый главный и самый волнительный проект, над которым работаю не только я, но и большая команда профессионалов, это концерт «Герман Витке. Золотые хиты», который состоится в прекрасном концертном зале «Москва» 27 марта 2024 года. Для меня это очень важное мероприятие. Ни для кого не секрет, что Герман был моим супругом. Его не стало, но песни его живут, а, значит, и он живет в них. Герман был легендарной личностью и невероятно талантливым поэтом, написавшим огромное количество суперхитов, которые исполняют наши звёзды, любимые уже не одним поколением. В его текстах и душа, и глубина, и любовь, и правда. Ну, кто не любит «Босоногого мальчика» или «Голос высокой травы» Леонида Агутина, или «Ля-ля-фа» и « Всё в твоих руках» Анжелики Варум? Это те самые песни, которые не могут выйти из моды или стать неактуальными. Это «Золотые хиты» на все времена.
В этот вечер на сцену выйдут артисты-друзья Германа: Леонид Агутин, Анжелика Варум, группа А-студио, Александр Добронравов, Зара, Алсу, Александр Панайотов, Лариса Долина и многие другие звезды нашей сцены. Всё мое внимание сейчас там, и ни о чем другом я даже думать не могу. Это будет очень трогательный, душевный, красивый концерт!