Недовольные европейскими властями фермеры из ряда стран ЕС сели на тракторы и начали блокировать дороги и целые города, включая Париж.
Бельгийские фермеры отметили первый день последнего зимнего месяца блокадой центра не только своей, но общеевропейской столицы. Сотни тракторов блокировали кварталы Брюсселя, в которых находятся главные организации Евросоюза, а здание Европарламента подверглось обстрелу яйцами. Несмотря на то, что сельское хозяйство не значилось в повестке саммита европейских лидеров, собравшихся по соседству, политики, конечно, прекрасно понимают, что игнорировать то, что сейчас происходит во многих европейских странах, слишком рискованно.
На акции протеста вышли, вернее, выехали на тракторах и грузовиках фермеры из Германии, Португалии, Польши, Франции и Греции, где протестанты крепят к тракторам черные флаги, символизирующие смерть сельского хозяйства. Конечно, кроме главного общего вопроса, объединяющего акции — недовольства сельскохозяйственной политикой руководства Евросоюза, в каждой стране есть, как говорится, национальные особенности. Немецких фермеров, например, встревожили и возмутили планы федерального правительства отменить налоговые льготы на дизельное топливо для того, чтобы сбалансировать бюджет; а голландских — сократить выбросы азота.
Естественно, аграрии из всех бастующих стран очень недовольны падением отпускных цен и ростом расходов, чересчур активной, по их глубокому убеждению, работой регуляторов, мощными и доминирующими ритейлерами; высокими долгами, изменениями климата и дешевой импортной сельхозпродукцией из стран, не входящих в ЕС.
«Мы хотим, чтобы Еврокомиссия прекратила каждый день штамповать безумные законы», — цитирует Reuters Хосе Кастилью, представляющего испанский профсоюз Asaja и находящегося сейчас в Брюсселе.
Больше всего выросли фермерские расходы на электроэнергию, удобрения и транспорт. К тому же, правительства и ритейлеры пытаются снижать цены на продукты. В результате отпускные цены для фермеров снизились между третьими кварталами 2022 и 23-го годов, по данным Eurostat, в среднем на 9%. Продукты, на которые отпускные цены поднялись по разным причинам, главным образом, потому что их не хватает, можно пересчитать на пальцах обеих рук. В Центральной Европе и особенно в восточной части цены на сельхозпродукты снизились еще и из-за демпинга украинских аграриев, сельхозпродукция которых бурным потоком хлынула в страны ЕС.
Польские фермеры начали блокировать дороги из Украины еще весной 2023 года. Брюссель объявил ограничения на сельхозпродукцию украинских аграриев, но как только истек срок их действия, Венгрия, Польша и Словакия ввели собственные ограничения.
Много претензий у европейских фермеров к общей сельскохозяйственной политике (САР), сложной системе субсидий для аграриев в размере 55 млрд евро в год.
Аграриев тревожат и планы Брюсселя сделать ЕС к середине века климатически нейтральным образованием. Для сельского хозяйства это не менее важно, чем для промышленности, потому что на него приходится 11% выбросов парниковых газов на континенте. Среди «климатических» проблем фермеров, к примеру, планы Еврокомиссии вдвое сократить к 2030 году применение пестицидов, уменьшить использование удобрений на 20%, увеличить на 25% производство органической продукции, выделять больше земель для несельскохозяйственного применения. По последнему пункту, кстати, европейские аграрии уже одержали свою первую победу. Еврочиновники согласились его осуществление отложить.
Решимость и активность фермеров напугали чиновников во многих странах и они пытаются с разной степенью успеха их успокоить. Берлин, например, предлагает немецким фермерам значительно ослабить планы по сокращению субсидий на дизельное топливо. Дальше всех в этом отношении пошли власти во Франции. Правительство отказалось от повышения налога на дизель, согласилось отложить другие меры, которые вызывали возмущение бастующих, и пообещало фермерам помощь в размере 150 млн евро. После этого два самых крупных сельскохозяйственных профсоюза даже призвали своих членов приостановить акции протеста.
Что касается уровня всего ЕС, то Еврокомиссия предложила ограничить импорт сельхозпродуктов из Украины при помощи «аварийного» тормоза, а также согласилась отменить на 2024 год обязательное требование не распахивать 4% земель фермерских хозяйств.