Россия наращивает группировку гидрометеорологических спутников для обеспечения надежной и безопасной работы Северного морского пути

Читать на monocle.ru

Вывод на орбиту в декабре прошлого года второго аппарата «Арктика-М» (первый спутник был запущен в 2021 году) позволил осуществлять круглосуточный мониторинг российской акватории Северного Ледовитого Океана и прилегающих к ней районов Арктики выше 60 градусов северной широты, заявил на пленарной сессии Арктического академического форума-2024 в Москве академик Алексей Гвишиани, председатель Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики

Аппаратура «Арктики-М» обеспечивает получение и передачу на Землю многозональных снимков облачности, а также гелиогеофизических данных околоземного космического пространства для формирования более точных прогнозов погоды и развития ледовой обстановки. Также эти спутники ретранслируют сигналы от аварийных радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ. «Это важный шаг вперед, но пока не решение вопроса связи наших судов, — уточнил Алексей Гвишиани. — Морские суда в соответствии с требованиями Международной морской организации (IMO) продолжают использовать систему связи, обеспечиваемой британской спутниковой группировкой INMARSAT».

К 2031 году Роскосмос планирует довести численность орбитальной высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы (ВГКС) «Арктика-М» до 6 единиц, при этом запуск третьего аппарата системы планируется уже в 2024-2025 гг.

«Арктика-М представляет собой очень интересный вид спутниковой системы, — пояснил академик Гвишиани. — Все спутники можно разделить на два класса. Первые предназначены для изучения Земли из космоса. Вторые, напротив, изучают космос, околоземное пространство вокруг тех мест, где они летают. «Арктика-М» - это принципиальный шаг вперед, потому что спутники этой системы делают и то, и другое».

Россия подписала Соглашение восьми стран 2011 года об обеспечении аварийно-спасательных и поисковых работ в Арктике. Наша зона ответственности — от линии разграничения водных пространств с США на востоке и с Норвегией на западе и до Северного полюса. В этой зоне наша страна несет полную ответственность за обеспечение безопасности судоходства. Однако Россия сейчас не способна обеспечить круглогодичное присутствие аварийно-спасательных судов в акватории Севморпути. Мы также не располагаем пока полным авиационным покрытием трассы СМП. Получение непрерывной надежной гидрометеорологической  информации о ситуации в Арктике — необходимая предпосылка решения этих задач.