Настороженное отношение к финансовому рынку и его инструментам лишает экономику континента капиталов и ставит ее в невыгодное положение в борьбе с конкурентами.
Несмотря на то, что предки сотен миллионов американцев приехали из Европы, сейчас американцы и европейцы очень сильно отличаются друг от друга. В том числе и в отношении того, как поступать с деньгами. Европейцы, например, предпочитают в отличие от своих дальних родственников по другую сторону Атлантики держать деньги дома или в крайней случае в банке, но стараются держаться подальше от ценных бумаг, инвестиционных фондов и прочих финансовых инструментов. Тем самым, утверждает Bloomberg, они не только лишают себя возможности разбогатеть, но еще и лишают европейский бизнес такого нужного капитала. Не удивительно, что Великолепная семерка самых дорогих компаний планеты состоит из американских компаний. Европейская экономика из-за подобного отношения к деньгам, когда многие жители Старого Света считают инвестициями игру в карты или тотализатор, находится в заведомо невыгодном положении.
У европейских домохозяйств на руках и банковских счетах по состоянию на конец 2022 года было ок. 14 трлн евро, которые приносят их владельцам минимальные (по сравнению с акциями и облигациями) доходы. Европейцы также откладывают значительно больше американцев на «черный день». В инвестиционных фондах они держат лишь 10,5% своих богатств, а в акциях и того меньше – ок. 6%.
Внутри Европы отношение к деньгам тоже, естественно, разное. В Великобритании, например, где высоко котируется качество жилья, деньги предпочитают вкладывать в недвижимость в ущерб другим активам. Немцев же отличает глубоко укоренившийся скептицизм к акциям и прочим ценным бумагам и нежелание брать на себя в денежных делах хотя бы малейший риск.
Сильно хромает на континенте и розничное инвестирование: лишь 13% домохозяйств в еврозоне держат деньги во взаимных фондах и только у 11%, по данным ЕЦБ, имеются акции. В Великобритании, кстати, количество семей, напрямую владеющих акциями, за два последних десятилетия сократилось наполовину.
Финансовые последствия такого отношения очевидны: стоимость акций, инвестфондов, облигаций, страховок и активов пенсионных фондов в ЕС составляет лишь ок. 90% от ВВП Союза в то время, как в США этот показатель превышает 310% от ВВП США, а в Британии – 182%.
У американских домохозяйств очень обширный арсенал инструментов, в которые они вкладывают деньги. Если бы европейцы увеличили вложения в акции на скромные 5%, это дало бы экономике дополнительно 1,8 трлн евро. Британцы таким же образом могли инвестировать в экономику дополнительные 740 млрд фунтов стерлингов (943 млрд долларов).
Кстати, покупка акций могла бы даже уменьшить бедность: св. 80% акций в еврозоне принадлежат 10% наиболее состоятельных домохозяйств. На 50% семей в нижней половине демографического среза приходится, по данным ЕЦБ, лишь 2% акций.
Американцы держат в наличности лишь 13% своих финансовых активов; около половины – в акциях и инвестиционных фондах. Более пятой части (20%) американских домохозяйств напрямую имеют акции, а если учесть и непрямое владение (например, пенсионные счета), то цифра вырастет до 58%.
Специалисты объясняет такую разницу в отношении денег не только разницей в культуре США и Европы, но и менее развитой, чем в Европе, системой социальной защиты в Америке. Поэтому они предпочитают зарабатывать на обладающих налоговыми льготами индивидуальных инвестиционных счетах типа 401(k). Кстати, о вводе их в Германии мечтает министр финансов ФРГ Кристиан Линднер. Правда, для этого ему придется изрядно потрудиться, чтобы победить врожденное недоверие соотечественников к финансовым рынкам.