Лидеры республиканцев и демократов в Конгрессе США договорились о временном финансировании деятельности американского правительства. Но под поверхностью этой договоренности есть подводные камни.
В США появилась новая традиция — половину финансового года (с 1 октября) каждые месяц-два решать, стоит ли финансировать работу федерального правительства. Теоретически и мартовский шатдаун, несмотря на соглашение, достигнутое 28 февраля, еще возможен, хотя и маловероятен.
Лидеры фракций в Конгрессе накануне договорились продлить финансирование деятельности ряда министерств и ведомств на неделю (до 8 марта), а остального правительства — на три недели (до 22 марта) и посвятить время, оставшееся до 8 и 22 марта, переговорам. Так что потенциальное частичное прекращение деятельности федерального правительства, т.е. то, что и называется «шатдауном», фактически просто отодвинуто на некоторое время — с 1 на 8 марта.
«Мы договорились, что Конгресс должен работать в двухпартийном режиме для того, чтобы финансировать правительство», — говорится в совместном заявлении лидеров Конгресса.
Прекращение работы правительства в случае шатдауна является частичным, потому что во временный неоплачиваемый отпуск отравляются сотрудники не всего правительства. Сотрудники министерств и ведомств, обеспечивающих безопасность Соединенных Штатов, продолжают работать и в случае шатдауна, но делать они это будут бесплатно.
Сегодня, 29 февраля, должно состояться голосование по финансированию в Палате представителей, нижней палате конгресса. Если сделка, разработанная, кстати, спикером Палаты представителей республиканцем Майком Джонсоном, будет одобрена, вероятность чего очень высока, то проект документа поступит в верхнюю палату высшего законодательного органа Америки — Сенат. Время поджимает: если сенаторы не одобрят соглашение, то с полуночи 1 марта финансирование работы части министерств правительства США будет остановлено.
Сегодня конгрессмены будут голосовать по 6 законопроектам: по финансированию науки, торговли, энергетики, транспорта, обороны и прочего, о чем и договорились лидеры Конгресса в Белом доме. К 22 марта, в случае успешного утверждения первого пакета, законодателям необходимо одобрить еще 6 законопроектов финансового характера.
Очевидно, что все эти переговоры и голосования являются очередной серией мыльного сериала под названием «Шатдаун». Формально в этом виноваты республиканцы, которые в прошлом году пошли на принцип и отказались идти на сделку с демократами по финансовым вопросам без серьезного сокращения расходов правительства, на которое демократы во главе с Джо Байденом идти не хотят. Со временем к проблемам добавились и вопросы очередности финансирования укрепления южной границы с Мексикой, и оказания дополнительной помощи Украине, а заодно и Израилю.
В следующие три недели передышки законодателям предстоит решать все накопившиеся проблемы. Сделать это будет непросто, потому что острые разногласия существуют не только между республиканцами и демократами, но и в Республиканской партии, радикальное крыло которой настаивает на бескомпромиссной позиции: сокращении расходов и первостепенном финансировании укрепления американо-мексиканской границы, а только после этого — оказания помощи союзникам и прочих дополнительных расходах.
Обращает на себя внимание активное участие Белого дома. Именно в нем, а не в Капитолии собрались на срочное совещание лидеры Конгресса и президент Байден. Администрация Байдена приветствовала достигнутое соглашение и выразила надежду на достижение окончательного соглашения к 22 марта. Между тем, энтузиазм, продемонстрированный пресс-секретарем Белого дома Карин Жан-Пьер, явно преждевременен.
Конечно, руководство республиканцев в лице Джонсона так же, как руководство демократов и Белый дом, не хочет острого политического кризиса, к которому приведет шатдаун правительства. Но тот же самый Майк Джонсон, несмотря на давление, по-прежнему отделяет работу правительства от оказания дополнительной помощи Украине. По крайней мере, после встречи в Белом доме он заявил журналистам, что его позиция по этому вопросу не изменилась. Так что его, похоже, вполне справедливо называют «упрямым Майком».