Даже канцлер Шольц наконец признает, что что-то в Германии идет не так.
Визитной карточкой Олафа Шольца является уверенность в себе и своих силах. Поэтому немцы, конечно же, очень удивились его словам о том, что не все идет по плану.
Отвечая на вопрос еженедельника Die Zeit о разногласиях в трехпартийной правящей коалиции, Олаф Шольц сказал: «Как канцлер я отвечаю за правительство и точка. Абсурдно говорить, что я здесь ни при чем».
«Это у вас самокритика?»- не поверил своим ушам репортер.
«Да»,- шокировал канцлер соотечественников, которые уже начали сомневаться, что он может сомневаться в себе.
Несмотря на сильно хромающую экономику, спровоцированный самим правительством бюджетный кризис и угрозу со стороны ультраправых на выборах социал-демократ Шольц все это время всем своим видом и словами показывал, что у него все под контролем.
Его первой реакцией на решение главного немецкого суда о признании неконституционным федерального бюджета было сделать вид, что ничего не произошло, что все в порядке. Когда протестующие заглушили его выступление в Котбусе автомобильными сигналами, он безмятежно заявил слушателям: «Мы живем в бурные времена». Однажды он отмахнулся от критиков, заявив, что он не Джон Уэйн. Поэтому его недавние слова, немного смахивающие на покаяние, и вызвали такое удивление у немцев. Впрочем, они быстро увидели прежнего Олафа Шольца, не испытывающего ни тени сомнения в правильности своих решений.
На прошлой неделе у канцлера Шольца был маленький праздник – победа в Брюсселе над неуступчивым венгерским премьером Виктором Орбаном, долго отказывавшимся соглашаться на четырехлетний план помощи Украине в размере 50 млрд евро.
На этой неделе Шольц отправится в очередной поклон за океан. Это будет его третья поездка в Вашингтоне к президенту Байдену за 2,5 года пребывания у власти.
И все же сохранять полнейшую невозмутимость и излучать оптимизм не удается даже такому прожженному оптимисту, как Олаф Шольц, потому что проблемы, с которыми приходится сталкиваться его кабинету и Германии, слишком велики и многочисленны, чтобы их не замечать.
После вынесения Конституционным судом вердикта, повергшего Германию в бюджетный кризис, журнал Spiegel вышел со статьей: «Падение человека, который все знает». На обложке был изображен растерянный канцлер со своим знаменитым старым портфелем, в котором он много лет носит бумаги и документы.
«Члены общества должны иметь способность рассказывать себе о том, как все может стать лучше»,- написал Щольц на своем сайте, цитируя американского философа Ричарда Рорти, книгу которого он прочитал в прошлом году.
Состояние экономики не единственная, хотя одна из главных причин того, что ему не удастся убедить немцев в том, что все в порядке. Не только у критиков, но даже у его однопартийцев и близких помощников и друзей нет плана, как развернуть ситуацию на 180 градусов. Пока все попытки залатать дыры в бюджете заканчиваются неудачей и настраивают всех немцев против федерального правительства.
«У нас просто больше нет денег»,- приводит Bloomberg жалобу Кар стена Шнайдера, законодателя из партии канцлера.
Социал-демократы в отличие от своего лидера пребывают в мрачном настроении. Члены фракции Социал-демократической партии (SРD) в бундестаге считают, что с учетом всеобщих выборов в 2025 году и обвала рейтингов социал-демократов (3-е место с 14%) срочно необходимы срочные перемены. Многие считают, что SPD не удастся избежать партийного обсуждения деятельности Шольца на посту федерального канцлера после сентября, когда по всеобщим прогнозам ультраправые из партии «Альтернатива для Германии» (AfD) одержат победы в трех землях. В Тюрингии опросы говорят, что социал-демократы даже не преодолеют 5-процентный барьер и не попадут в ландтаг.
«Канцлер должен найти выход из этого фатального падения,- считает глава молодежной организации SPD Филипп Туэрмер.- Пора перестать работать в режиме, в котором никто никому не доверяет».
В своем первом в 2024 году выступлении в бундестаге (31 января) Шольц призвал сплотиться за ним однопартийцев и жестко атаковал лидера консервативной оппозиции Фридриха Мерца.
«Что ваша политическая программа принесет Германии в будущем?- громко спросил он у Мерца в зале заседаний бундестага.- Экономическая экспертиза – ноль. Это правда! У Германии нет никаких перспектив. У промышленности нет перспектив. Нет перспектив и для рабочих мест».
Наверняка пламенная речь была направлена на однопартийцев и помогла предотвратить (на данное время) открытую конфронтацию в правящей партии. Он, кстати, назвал «сказкой» появившиеся недавно утверждения об якобы обсуждавшейся на встрече социал-демократов отставке Шольца.
В ответ на напоминание репортера Die Zeit о том, даже римский папа сомневается и иногда пребывает в темноте неопределенности и растерянности, он заявил: «У меня тоже бывают моменты сомнений, но вы же спросили о другом: «Думал ли об отставке?» Ответ: «Нет!