В самом названии доклада авторы уже исходят из того, что санкции не сработали. А в ряде случаев введенные против России западные санкции дали «обратный эффект», сделали вывод исследователи из Центра финансовой аналитики «Сбера». В особенности это относится к импортозамещению.
Спустя два года после введения против России жестких западных санкций можно констатировать, что они не сработали так, как задумывали их инициаторы, указано в исследовании «Почему не сработали санкции?», проведенном Центром финансовой аналитики Сбербанка. Об этом сообщает РБК со ссылкой на имеющуюся в распоряжении агентства презентацию с материалами исследования.
Авторы доклада объясняют низкую эффективность санкций прежде всего такими обстоятельствами, как низкая зависимость российской экономики от внешнего капитала, высокая значимость для мира российских сырьевых товаров (покупать их, хотя и в меньших объемах, продолжают и сами западные страны), и налаживание внутреннего производства с целью импортозамещения.
Источник в «Сбере» сообщил, уточняет издание, что исследование делалось для внутренних целей.
В ряде случаев западные санкции дали «обратный эффект», пришли к выводу исследователи из Центра финансовой аналитики «Сбера», приводя три примера.
Во-первых, добровольный или вынужденный уход западных компаний из России дал стимул для роста внутреннего производства. Кроме того был налажен параллельный импорт и импорт альтернативной продукции из третьих стран (первое обстоятельство открыло рынок российскому производству, второе и третье помогли избежать дефицитов на потребительском рынке — «Монокль»).
Во-вторых, ограничения на вывод капитала позволяют укрепить курс рубля, оставляя валюту внутри страны;
В третьих, преследования российского бизнеса на Западе ведут к тому, что «западные страны больше не воспринимаются богатыми россиянами (и гражданами других дружественных стран) как «тихая гавань для хранения сбережений» (средства состоятельных россияностаются внутри страны, их накопления репатриируются).
«Некоторые из санкций даже помогли российской экономике», — резюмируют авторы. И в то же время они где-то ударили по экономикам самих стран-санкционеров, «запустили процесс фрагментации мировой экономики и снижения роли Запада».
Эксперты из Центра финансовой аналитики отмечают, что после введения ограничений многие недружественные страны столкнулись с трудностями: «санкции оказали на них негативное влияние из-за зависимости внутреннего производства от российских товаров и энергоносителей» (например, ВВП Германии в 2023 году снизился на 0,1% в постоянных ценах и с поправкой на календарные факторы).
Несмотря на низкую эффективность санкций и даже их непреднамеренное позитивное влияние в ряде случаев (в том числе через запуск «положительных трансформационных процессов» в экономике), авторы исследования полагают, что «в долгосрочном периоде могут возникнуть сложности с развитием новых производств без доступа к западным технологиям».
Среди факторов устойчивости российской экономики к санкциям экспертами Центра финансовой аналитики «Сбера» также названы следующие.
Высокий профицит внешней торговли и относительно низкий уровень внешнего долга (сложившиеся к началу 2022 года).
То, что российская экономика слабо зависит от внешнего финансирования, однако зависимость мировой экономики от российских товаров достаточно высокая. ЕС продолжает закупать нефтепродукты, произведенные в третьих странах из российской сырой нефти. «Санкции в целом малоэффективны против стран со значительным профицитом внешней торговли и низким уровнем внешнего долга», — считают авторы исследования.
«На рубли можно купить много товаров, требующихся по всему миру», — указывают аналитики. При этом авторы прогнозируют, что доля национальных валют во взаимных расчетах России с зарубежными странами увеличится до 65% по итогам 2023 года, с основными торговыми партнерами приблизится к 70%, прогнозируют авторы. Они считают, что санкционные ограничения создали возможности заработка на выстраивании альтернативных схем в логистике, расчетах. Отмечается, что ограничения на вывод средств ведут к укреплению курса рубля, а не к его ослаблению.
Еще один фактор: успешное перенаправление большей части импорта через дружественные страны.
В 2023 году импорт полностью восстановился до уровня 2021 года, указывают авторы исследования, это произошло за счет налаживания параллельного импорта и импорта через третьи страны. «Сильнее всего пострадал импорт транспорта (в основном авиа и запчасти для авто), в остальных категориях получилось заместить импортом из дружественных стран», — пишут аналитики. По их словам, многие категории импорта, изначально определенные как критические, удалось заместить дружественными странами либо наладить внутреннее производство.
Для описания такого важнейшего фактора, как импортозамещение, аналитики из «Сбера» приводят «удачные кейсы» импортозамещения — в машиностроении, в авиационной отрасли, в химической промышленности, в АПК и пищевой промышленности.