В правительстве объявили о завершении мало кому за пределами отрасли известной реформы, позволяющей лучше рассчитывать и себестоимость строительства. Тут же, правда, объявлено о ее продолжении, и это объективно нужно. Как и научиться, быть может, эту себестоимость сдерживать. Не так ли?
Курирующий строительство вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о завершении в отрасли реформы ценообразования. В отличие от большинства других реформ, об это не было широко известно, хотя она началась уже давно. И вот, завершилась. Что же это была за реформа и чем конкретно она закончилась?
Реформа состоит в переходе, при определении сметной стоимости строительных проектов, на ресурсно-индексный метод (РИМ). Для расчета цен и госзакупок ведомства будут теперь использовать индексы, рассчитываемые на определенную дату и по группам товаров.
Для этого, говорится в сообщении правительства, в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) размещены сметные цены строительных ресурсов и информация об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов (индексы ГОСР) (курсив наш — «Монокль»). Они включают также объекты капитального строительства с отраслевой спецификой.
По возможности более простыми словами, можно сказать, что при ресурсном методе, как таковом, калькулируются все затраты на строительство объекта. Он считается весьма трудоемким из-за необходимости выполнения многих расчетов. А пока вы будете считать, цены могут вырасти и смета устареет. Чтобы этого избежать, н нужны индексы — ни что иное, как показатели роста цены. Не вообще цен, а индивидуального индекса для каждой расценки. Суть ресурсно-индексного метода поясняют, как построчный («поресурсный») перевод в текущие цены индексами к СМР).
О том, насколько это действительно трудоемко, с учетом количества используемых при строительстве ресуров, можно судить по следующим словам из официального сообщения: «Утверждена новая сметно-нормативная база в уровне цен на 1 января 2022 года, включающая более 54 тыс. норм и более 43 тыс. строительных ресурсов».
Процитируем вице-премьера сайт правительства РФ (по тому же источнику): «Мы завершили основной этап реформы системы ценообразования в строительной отрасли, формальное начало которой было положено ещё в 2016 году. Основное преимущество ресурсно-индексного метода заключается в использовании для расчётов государственных элементных сметных норм, используемых в федеральных, отраслевых и территориальных базах, а не расценок. На этом мы не останавливаемся и в дальнейшем для безболезненного перехода на полноценный ресурсный метод определения сметной стоимости строительства будем улучшать обновлённую систему ценообразования», — пообещал Марат Хуснуллин.
Из дальнейших пояснений следует то, что базы, о которых сказал вице-премьер, имеют смысл только как постоянно обновляемые.
Как указывается правительственном релизе, сводный перечень строительных ресурсов-представителей и перечни специализированных строительных ресурсов, необходимые для расчёта индексов ГОСР, регулярно актуализируются. Создан механизм расчёта заработной платы рабочих-строителей.
Переход на РИМ осуществили Минстрой с ФАУ «Главгосэкспертиза России» и специалистами по ценообразованию в строительстве в регионах и отраслевых компаниях.
«Ресурсно-индексный метод — шаг в сторону внедрения системы управления стоимостью строительства», — цитируются в сообщении слова начальника «Главгосэкспертизы» Игорь Манылов. Он уверен, что новый метод особенно важен для инвесторов.
Ну то есть, сидишь ты, инвестор, и у тебя здание по проекту накрыто каким-нибудь «куполом Перро» (как в неосуществленном проекте реконструкции Мариинки). И это купол из-чего такого, о чем ресурсно-индексный метод сигнализирует, что оно дорожает. Ты и говоришь архитектору: перерисуй пожалуйста крышу попроще из того, что подешевле (см. базы индексов).
Крупные застройщики, выполняющие госзаказы, жаловались, что согласованная с заказчиком смета может за время стройки сильно вырасти, особенно при тех или иных неблагоприятных внешних обстоятельствах. А добиться пересмотра этой сметы в сторону увеличения очень и очень сложно. Может быть, теперь госзаказчики будут подходить к этой проблеме более по-деловому, опираясь на созданный государственный механизм мониторинга индекса цен используемых при строительстве ресурсов?
Ну и конечно, непосредственно на дату расчета сметы базы РИМ должен дать специалистам самые актуальные цены. Как сказано в сообщении, в уже перешедших на ресурсно-индексный метод 85 субъектах РФ это сделано «в целях повышения точности и достоверности определения сметной стоимости строительных проектов».
Можно, конечно, представить себе и такую ситуацию. Ошалевший от цены покупатель недвижимости спрашивает у девелопера: «А не дороговато-ли?». «Слушай, дорогой, а ты в государственные элементные сметные нормы, используемые в базах, давно заглядывал?». Покупателю после этого, конечно, возразить трудно. Впрочем, ему было непросто и прежде.
Новый метод показал свои результаты, но на этом не стоит останавливаться, сказал прокомментировал «Моноклю» реформу ценообразования первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. Его комментарий проливает свет на то, как, помимо тренировки в беге за растущими ценами, научиться, быть может, их сдерживать.
«На мой взгляд, следующим этапом необходимо использование данного метода на единой цифровой платформе спроса и предложения строительной отрасли. Наполнение такой цифровой платформы позволит проводить детальный анализ государственных строек и рынка жилищного строительства: предвидеть и оперативно отслеживать динамику изменения спроса, классифицировать регионы по нуждам на те или иные строительные материалы и технику, оценивать текущую и будущую потребность в кадрах, выстроить логистику. То есть планировать на государственном уровне. Смотреть на два, три шага вперед, а не сталкиваться, как сейчас иногда случается, с “непредвиденными” обстоятельствами».
Сейчас в России работают более 20 информационных систем только федерального уровня, связанных со строительством. При этом, констатирует Владимир Кошелев, даже в совокупности они не отражают полные данные и не имеют необходимого информационного обмена. Государство реализует масштабные проекты и формирует заказ на строительство объектов различного назначения. Бизнес занимается локальными проектами. Граждане строят дома, но застройка ИЖС по-прежнему носит хаотичный характер.
«Несогласованность действий участников процесса приводит, кроме всего прочего, к перекосам в вопросах ресурсной обеспеченности строительной отрасли. Возникает элементарный дефицит материалов, оборудования, кадров. Поэтому такая платформа спроса и предложения позволит анализировать и просчитывать ценообразование во всех сегментах строительной отрасли», — считает зампред комитета.
В условиях сложных геополитических экономических процессов, проходящих в мире, изменение стоимости строительных материалов происходит достаточно часто, поясняет, в свою очередь, Николай Переславский, руководитель направления «Сопровождение» ГК CMS’. Новые правила, например, не предусматривают изменение сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов и сметных ценах на строительные ресурсы помесячно.
Эксперт обращает внимание, что изменения могут цен индексов можно делать только поквартально, а конкретно до 25 числа второго месяца текущего квартала, следующего за отчетным. «Я убежден, что это можно было бы делать помесячно — за квартал ценовые изменения могут быть значительными», — указывает он.