На сцену вернулись изрядно забытые за несколько лет электромобильной лихорадки гибриды.
Многие автопроизводители, которые еще совсем недавно устроили самую настоящую гонку в секторе электромобилей (ЭМ), сейчас ограничивают их сборку. Даже Tesla, лидер ЭМ-рынка, на долю которого пришлось в 2023 году до 55% всех продаж ЭМ в Америке, вынуждена смириться с тем, что рекордные темпы роста остались в прошлом, о чем Илон Маск заявил в конце января. Естественно, от планов по переходу от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к автомобилям с электромоторами никто не отказывается, но о них говорят и вспоминают сейчас гораздо реже, чем какие-то пару лет назад.
«В 2021-22 годах мы были свидетелями временного пика, когда спрос на ЭМ взлетел до небес, — цитирует CNBC главу электромобильного подразделения Ford Марину Гйяю. — Он (спрос) по-прежнему растет, но далеко не такими темпами, как мы думали в 21 и 22 годах».
Ford сейчас существенно увеличил выпуск и продажи гибридов. GM, первым из крупных автопроизводителей, начавший переходить на электромобили, объявил о планах по увеличению сборки гибридов. Явно охладели к электромобилям и другие крупные авторопроизводители: Hyundai Motor, Kia, Toyota Motor и, похоже, Volkswagen. Они не отказываются от планов по выпуску ЭМ, но неожиданно «вспомнили» и о других автомобилях.
«Думаю, лучший путь — сбалансированный подход», — считает директор американского подразделения VW Пабло Ди Си. Он собирается в ближайшем будущем начать продавать в Америке гибриды, которые VW продает сейчас только в Европе.
Говоря о том, что рост спроса на ЭМ не оправдал надежд автопроизводителей, уверовавших в наступление новой эры, и что он резко замедлился, следует иметь в виду, что на продажах новая тенденция не отражается. По крайней мере, пока. Согласно всем прогнозам, продажи электромобилей в обозримом будущем будут продолжать расти. В прошлом году они побили рекорд в США — 1,2 млн и заняли, по данным Cox Automotive, 7,6% всего американского авторынка. Аналитики считают, что к концу десятилетия эта цифры может вырасти до 30-39%.
Но еще недавно автопроизводители соревновались не только в количествах выпущенных электромобилей, но и в громадье планов. Alfa Romeo, например, которым сейчас владеет Stellantis, собирался полностью перейти на выпуск ЭМ уже к 2027 году! Всего на три года отстали Jaguar Land Rover и Volvo, планировавшие выпускать только авто, работающие на электричестве, в 2030 году.
В планах GM значился 2035 год. Причем, его бренды Buick и Cadillac собирались перейти исключительно на ЭМ на пять лет раньше, в 2030 году. Honda Motor намеревался продавать в США только электромобили к 2040 году. Никто из перечисленных выше автопроизводителей и всех остальных, а планировали переход на ЭМ все или практически все, пока не объявил об изменении планов, но обращает на себя внимание легко заметная смена тональности, когда речь заходит о целях и временных рамках. Cadillac, к примеру, продолжает говорить, что перейдет полностью на выпуск ЭМ, но, может быть, не к 2030 году.
Среди крупных автопроизводителей «белов вороной» выглядит Ford, который никогда не говорил о планах перейти к продажам своих ЭМ на всей планете, но и он не удержался от всеобщей моды. Например, обещал в 2030 году продавать в Европе исключительно электромобили, а в Америке — 50% от всех своих автомобилей. Ставилась и цель довести долю ЭМ в производстве к 2026 году до 8%. В последнее время топ-менеджеры Ford, однако, куда чаще говорят о гибридах и плагин электромобилях, чем о «чистых» ЭМ.
Очевидно, что ошиблись и в Белом доме, где перед американским автопромом ставили задачу довести к 2030 году долю электромобилей общем объеме новых авто до 50%. В администрации явно переоценили готовность и желание американских автолюбителей пересаживаться на ЭМ без наличия в стране надежной и разветвленной инфраструктуры станций зарядки. В прогнозе Cox Automotive на 2024 год говорится о снятии розовых очков и возвращении в реальность.
Подавляющее большинство автопроизводителей сейчас соглашаются с Акио Тойодой, главой правления и бывшим директором Toyota, который много лет выступал за сбалансированный и диверсифицированный подход. Сейчас крупнейшая автомобильная компания планеты надеется пожинать плоды своей осторожности и мудрости.
Причин у произошедшей в последнее время метаморфозы несколько. Это и очень высокие учетные ставки в десятках стран, и резко взлетевшие цены на материалы и детали, которые еще больше увеличили разницу в ценах между ЭМ и традиционными автомобилями, и многое другое.