Напряженность в китайско-европейских торговых отношениях будет нарастать, но это не означает, что европейцы перестанут торговать с Поднебесной.
Президент Торговой палаты ЕС в КНР Йенс Эскелунд скептически относится к торговым отношениям между Европой и Китаем. Выступая на брифинге для прессы, посвященном выходу исследования о торговых отношениях между ЕС и КНР, которое Торговая палата ЕС в КНР провела вместе с консалтинговой компанией China Macro Group, он сказал: «Перед нами сейчас разворачивается железнодорожная авария в замедленном движении. Европа не может смириться с тем, что в стратегически важных отраслях, составляющих ее экономическую базу, нас вытесняют с рынка (китайцы) при помощи низких цен. В такой ситуации торговля превращается в вопрос безопасности. Думаю, в Китае это еще не вполне осознали».
Пекин активно развивает высокотехнологичное производство для обеспечения самодостаточности и для того, чтобы снять экономику с «иглы» строительного сектора, от которого в немалой части до последнего времени зависел рост второй экономики планеты и который уже как минимум два года находится в глубоком кризисе. Инвестиции и финансовая поддержка государством высокотехнологичного производства увеличиваются, а строительного сектора – уменьшаются. Акцент Пекина на производство вызвал тревогу в возникновении перепроизводства: китайская промышленность может производить значительно больше товаров, чем нужно китайцам и жителям других стран, а это может спровоцировать ценовые войны.
По словам Эскелунда, его Палата видит признаки этого перепроизводства во многих отраслях, включая химическую, металлургию, производство электромобилей.
«Я встречал очень мало компаний, у которых нет такой проблемы, — объяснил он. — Пока эта проблема еще не вышла на поверхность. Она появится на рынках в следующие несколько лет».
Йенс Эскелунд призывает к откровенному обсуждению этой проблемы с китайскими партнерами. Он уверен, что необходимо заранее принять меры для ее устранения, чтобы она не повлияла на торговлю между Европой и Китаем.
В производстве занят почти каждый пятый европеец, пишет CNBC, что делает этот сектор крупнейшим в европейской экономике. Оно также является главным производителем экономической добавленной стоимости. В этом показателе на его долю приходится почти четверть (25%). Китай был крупнейшим региональным торговым партнером Евросоюза до недавнего времени, когда его обошла по объему торговли Юго-Восточная Азия. Если рассматривать торговлю между отдельными странами, а не блоками и регионами, то крупнейшим торговым партнером Китая являются США.
В исследовании Торговой палаты ЕС в КНР и China Macro Group подчеркивается, что в последние годы условия работы европейских компаний в Поднебесной и торговые отношения между ЕС и КНР в целом ухудшаются. Такие жалобы, конечно, не только у Европы. В США, к примеру, в отношении торговли с Китаем делают упор на национальную безопасность, которую Вашингтон защищает при помощи ограничений экспорта американских компаний в Китай, скажем, высокотехнологичной продукции, оборудования и технологий. За примерами далеко ходить не нужно: на днях американские власти предъявили владельцу TikTok ультиматум: или он продает американское подразделение популярного приложения или оно будет в США закрыто.
Заметно выросло количество упоминаний вопроса о национальной безопасности и в последнем пятилетнем плане развития китайской экономики, подчеркнул на брифинге глава China Macro Group Маркус Чен. Он напоминает, что во всех китайских министерствах за исключением разве что министерства по делам ветеранов принята концепция «координации развития и безопасности».
«Китай заманил нас в геополитическую ловушку, — приводится в исследовании высказывание топ-менеджера одной из европейских высокотехнологичных компаний, попросившего не называть его имя. — Мы по-прежнему зависим от поставок из Китая, но при этом не можем торговать на их рынке. Главная проблема заключается в том, что ценовые механизмы в Европе находятся в таком депрессивном состоянии, что если бы мы сейчас отказались от наших китайских партнеров, то не смогли бы конкурировать с ними даже в Европе, потому что у них все значительно дешевле».
На то, что потребители покупают все больше китайских товаров, жалуются не только европейские производители, но и производители из других стран. Поднебесная после окончания коронавирусной пандемии увеличивает количество контейнеровозов, заполненных китайскими товарами и направляющихся в Старый Свет, подчеркивает Йенс Эскелунд. При этом экспорт европейских компаний в Китай не увеличивается.
«Доля китайского экспорта в глобальном достигла максимума, — говорит глава Торговой палаты ЕС в КНР. — Меня беспокоит то, что китайский импорт очень сильно от него отстает».