В Америке контейнеровоз снес часть огромного моста в Балтиморе и затонул. Крупная речная авария привела к панике на биржах
Во вторник, 26 марта, приблизительно в 1.30 ночи в американском городе Балтиморе произошло очень серьезное ЧП: контейнеровоз «Dali» налетел на опору моста Френсиса Ки, соединяющего берега реки Патапско. 3-километровый мост частично обрушился, а грузовое судно загорелось и затонуло. В результате столкновения в реке очутились около 20 человек — на мосту в момент столкновения находились несколько автомобилей и шли ремонтные работы. По предварительным данным погибли 6 человек.
Авария в Балтиморе, штат Мэриленд, оказалась шоком для экономики, причем, не только американской, но и глобальной. Последствия от нее, как круги от брошенного в воду камня, разошлись по фондовым рынкам планеты: акции транспортных компаний и компаний, добывающих уголь, резко устремились вниз, а акции строительных компаний — пошли в противоположном направлении, сообщает Business Insider.
Авария на мосту через Патапско фактически закрыла Балтиморский порт, который входит в 20-ку крупнейших в Америке грузовых портов по грузообороту. Через него ежегодно проходят миллионы тонн грузов, включая сырье, и сотни тысяч стандартных 6-метровых контейнеров. Известно, например, что в четвертом квартале 2023 года через него прошли почти 265 тыс. контейнеров. Порт в Балтиморе на первом месте в США по отгрузке автомобилей и грузовиков, сельскохозяйственного и строительного оборудования и техники. Это один из всего лишь нескольких портов на Восточном побережье США, способных принимать и обслуживать самые большие грузовые суда. Очень большой пассажиропоток и в пассажирском порту Балтимора.
Конечно, пострадали и компании, пользующиеся балтиморским портом. Например, акции Maersk, логистической датской компании, специализирующейся на морских контейнерных перевозках и зафрахтовавшей участвовавший в аварии в Балтиморе контейнеровоз, обвалились на 8%.
«Мы в ужасе от того, что произошло в Балтиморе, — говорится в заявлении Maersk. — Наши мысли сейчас со всеми, кто пострадал».
Авария на мосту Френсиса Ки — сильный удар по одному из крупнейших в мире контейнерных перевозчиков, на делах которого крайне негативно отразились снижение спроса на морские перевозки после коронавирусной пандемии и конфликт в секторе Газа с закрытием хуситами Красного моря и Суэцкого канала. По состоянию на 25 марта акции Maersk снизились в годовом выражении на 25%. В феврале датская компания объявила о приостановке обратного выкупа своих акций и об ожидаемом резком снижении доходов.
Акции Consol Energy, одной из крупнейших американских угледобывающих компаний, которая очень активно пользуется балтиморским морским терминалом, где ее уголь грузится на сухогрузы, рухнули почти на 10%.
Пошли после аварии вниз акции транспортных компаний, обслуживающих морской порт в Балтиморе: CSX Transportation, к примеру, снизились на 3%.
Ситуация с инфраструктурой в США уже не один год вызывает все большую тревогу у экономистов. Мосты — одно из ее многочисленных слабых звеньев: по состоянию на 2021 год в Америке было в общей сложности свыше 617 тысяч мостов. 40% из них более 50 лет, а 46154 или 7,5% находились в плохом состоянии.
В Мэриленде, где расположен Балтимор, процент мостов в плохом состоянии ниже среднего по стране и составляет 5,1%. Впрочем, шансов устоять у моста Френсиса Ки не было бы и в том случае, если бы он был в хорошем состоянии, поскольку контейнеровоз «Dali» был слишком массивным.