Львиная доля нефти из России шла в Китай и Индию.
Первый весенний месяц еще не закончился, но исследовательская компания LSEG Oil Research уже утверждает на основании данных по состоянию на 28 марта, что он станет максимальным за 10 месяцев для Азии по закупкам российской нефти. Каждый день в марте азиатские покупатели получали в среднем 27,48 млн бар./д. Данные по январю и февралю 2024 года: 27,18 млн бар./д. и 26,70 млн бар./д. соответственно, сообщает Oil Price.
Эксперты объясняют высокий мартовский результат в числе прочего ценой: на момент физической покупки (в основном, это декабрь 2023 года) она была ниже 80 долларов за баррель. Причина для экономных китайцев и индийцев, на которых, как нетрудно догадаться, приходится львиная доля азиатского импорта российской нефти, вполне веская, потому что сейчас цена барреля нефти марки Brent выше 85 долларов. При такой цене, считают аналитики, азиатские покупатели могут снизить закупки в апреле и мае.
Импорт, скорее всего, снизится в предстоящие месяцы даже при резком снижении цены на нефть, потому что в Китае и Индии начинается техобслуживание НПЗ. Ремонтные работы обычно длятся с конца марта по начало июня. Так что, кроме устраивающей нефтепереработчиков цены, на росте закупок, очевидно, сказалось и желание закупить побольше нефти перед сезоном техобслуживания.
Рано утром в четверг, 28 марта, баррель нефти марки Brent продавался дороже 87 долларов. Цена «черного золота» в первом квартале 2024 года выросла сильно. К примеру, нефть марки WTI в этом году подорожала на 14% и стоила в начале текущей недели более 82 долларов за «бочку». Рост цены по марке Brent несколько ниже с 82 до 87 долларов за баррель, т.е. 10,6%.
Что касается структуры импорта, то преобладала нефть марки Sokol. Причем, брали ее в основном китайские нефтепереработчики, которые меньше коллег из Индии опасаются попасть под американские санкции. Именно китайские НПЗ в основном уже разобрали свыше 10 млн баррелей российской нефти, направлявшейся в Индию, но застрявшую в районе Южной Кореи и Сингапура, после того, как некоторые индийские нефтеперерабатывающие компании начали отказываться от грузов, перевозимых танкерами находящегося под санкциями «Совкомфлота».
Ожидается, что мартовский импорт нефти Китаем, являющимся главным импортером нефти в мире, составит 11,75 млн баррелей в день, т.е. станет, по данным LSEG Oil Research, максимальным в этом году. В январе и феврале Пекин импортировал «черного золота» 10,44 млн бар./д. и 11,16 млн бар./д. соответственно.
Доля Индии в росте спроса на нефть в марте в 2,5 раза ниже китайской: 4,93 млн бар./д., что выше февральского импорта — 4,55 млн бар./д. и совсем немного не дотянул до январского — 5,06 млн бар./д.