Почти тысяча западных компаний покинула Россию, но сотни остались и продолжают работать.
Корпоративный исход из России после 24 февраля дорого обошелся западному бизнесу: сумма списаний и потерянного дохода превысила, по расчетам аналитиков Reuters, 107 млрд долларов. Причем, сумма убытков выросла на треть с момента последних расчетов в августе прошлого года. Йэн Масси из консалтинговой компании S-RM считает, что убытки будут расти и дальше, потому что исход оставшихся компаний, очевидно, продолжается и сейчас, хотя и не в таких масштабах, как, скажем, в 2022 году, продолжится и в будущем.
Москва, пишет Reuters, ужесточает для тех, кто решил уйти, условия закрытия бизнеса в России и, например, требует скидки как минимум в 50% при продаже активов.
В 2024 году компании Shell, HSBC, Polymetal International и Yandex NV объявили о дисконтах при продаже активов до 90% и об убытках в размере 10 млрд долларов. На прошлой неделе получил разрешение на продажу российских активов и Danone. Убытки компании при этом составят 1,3 млрд долларов.
В общей сложности из России ушли ок. 1000 компаний. Последней в этом обширном списке стала австрийская компания Wienerberger, известный производитель строительных материалов (в основном, кирпича).
Однако сотни западных компаний, включая даже такие крупные, как Auchan, Benetton, Nestle и Unilever, остаются в России и продолжают работать или временно закрыли бизнес. Многие производители товаров первой необходимости не торопятся полностью покидать Россию, объясняя, что их уход причинит большие неудобства простым россиян, которые пользуются их продукцией в повседневной жизни. К тому же, подчеркивают они, их уход будет крайней сложным в организационном и юридическом отношении по причине бюрократических препятствий со стороны российских властей. Так, инвесторам из недружественных стран, которые ввели санкции против России, запретили в 2022 году продавать акции в ключевых энергетических проектах и банках без одобрения президента страны.
На недружественные действия Запада типа национализации Германией «дочки» «Газпрома» и переименования компании в Sefe или взятия под контроль принадлежащего «Роснефти» нефтеперерабатывающего завода Schwedt Москва отвечает зеркально. Российские власти уже взяли под временный контроль активы нескольких западных компаний, включая предприятия Fortum, Carlsberg и Uniper.
Суммарная стоимость всех российских активов западных компаний, которые могут быть национализированы, составляет, по расчетам РИА Новости, как минимум 288 млрд долларов. В основе расчетов все прямые инвестиции стран Евросоюза и стран Большой семерки, а также Австралии и Швейцарии, в российскую экономику составляли на конец 2022 года 288 млрд долларов. На долю ЕС из них приходятся 223,3 млрд долларов. Тройка лидеров выглядит так: Кипр - 98,3 млрд долларов, Нидерланды — 50,1 млрд долларов и Германия — 17,3 млрд долларов.