Евро вновь вернулся на сцену благодаря политике центробанков.
Евро, сильно потрепанный кризисами последних лет и дефляцией, словно мифическая птица Феникс, восстал из пепла. Как пишет Reuters, общеевропейская валюта быстро возвращает себе популярность у центробанков и вновь становится главным конкурентом американского доллара.
Почти каждый пятый из опрошенных лондонским аналитическим центром OMFIF глав валютных резервов центробанков 75 стран ожидает в следующие два года рост резервов в евро. О снижении резервов в евро заявили всего лишь 7% участников исследования. Спрос на евро сейчас очень высокий, уверены банкиры, отвечающие за валютные резервы центробанков. В результате на долю евро сейчас приходится приблизительно 20% валютных резервов центробанков, хотя до 60-процентной доли доллара европейской валюте еще, конечно, очень далеко.
Одной из веских причин, изменившей отношение к евро центробанков, стал отказ ЕЦБ от отрицательной учетной ставки в 2022 году. Напомним, ставка в еврозоне, объединяющей 20 стран Старого Света, валютой которых является евро, почти десятилетие была ниже 0%. В результате отказа от отрицательной ставки повысилась доходность гособлигаций стран еврозоны. У 10-летних немецких гособлигаций, например, она с конца 2022 года не опускается ниже 1,9%.
«Сейчас благодаря положительной ставке (в еврозоне) банкиры хотят заменить часть долларов в своих резервах на евро»,- объясняет старший экономист OMFIF Тейлор Пирс.
Так, в центробанке Румынии планируют сохранять долю евро в своих валютных резервах на уровне 40-75%. Сейчас она составляет ок. 59%.
По евро очень больно ударили энергетический кризис в Европе и события на Украине, но соперничество между США и КНР заставляют банкиров центробанков диверсифицировать свои валютные резервы, во многих странах состоящие главным образом из долларов. Евро и ряд валют других стран могут извлечь выгоду из набирающей силу в последние годы дедолларизации.
Исследование OMFIF показывает, что 13% менеджеров валютных резервов планируют увеличить в следующие два года в резервах долю юаней. Правда, в 2022 году таких менеджеров было 30%.
Суммарная доля доллара США в валютных резервах сократилась, по данным МВФ, с 72% в 2000 году до 59% в прошлом году. Доля юаня постепенно растет.
Конечно, европейский долговой рынок не сравнится с 26-триллионным рынком трежерис, но и операции с евробондами в Старом Свете производят впечатление. К примеру, для восстановления европейской экономики после коронавирусной пандемии ЕЦБ выпустил бондов более чем на 800 млрд евро. Сейчас готовится многомиллиардный выпуск облигаций для финансирования европейского обороны и ВПК.
В Бельгии, например, спрос неевропейских инвесторов на 10-летние евробонды в январе 2024 года вырос вдвое в годовом выражении. По словам главы долгового агентства королевства Марика Поста, большинство инвесторов из Азии. В двух из трех продажах бондов Европейским фондом финансовой стабильности (EFSF) азиатские инвесторы скупили 34% и 27% выставленных на продажу облигаций. Что же касается финансовых организаций, то наибольший интерес к евро проявляют центробанки.
«К крупнейшим экономикам Азии в последнее время начали присоединяться небольшие инвесторы,- говорит финансовый директор EFSF Калин Анев Янсе.- Я считаю это очень положительным явлением. Начинают появляться и инвесторы из Африки».