Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) планирует сертифицировать летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки «Партизан» как гражданский пассажирский самолет, сообщил ТАСС со ссылкой на руководителя отдела перспективных исследований СибНИА, руководителя проектной лаборатории «Партизан» Сергея Шейфера.
Изначально «Партизан» создавался как беспилотный летательный аппарат.
«В ближайшее время планируем сертифицировать его на гражданский пассажирский самолет», — приводит агентство слова Шейфера, добавившего, что перевозка пассажиров в перспективе будет осуществляться в пилотируемом режиме.
Директор СибНИА Владимир Барсук считает, что «Партизан» очень перспективен как транспортно-пассажирский самолет и сможет заменить легкие пассажирские самолеты Ан-2, при этом значительно превосходя их по некоторым характеристикам, пишет ТАСС. «Взлетно-посадочные характеристики у него лучше, чем у Ан-2, у него дистанция разбега-пробега значительно ниже, фактически этот самолет может использоваться с использованием всей инфраструктуры посадочных площадок, которые пригодны были для самолетов Ан-2, и дополнительно с лучшими характеристиками», — цитирует агентство директора СибНИА.
По словам Барсука, «Партизан» — единственный в мире самолет с такими взлетно-посадочными характеристиками — он может взлететь с площадки 50 на 50 метров. В ходе летных испытаний беспилотнику хватило для разгона 30 метров, что позволяет ему взлетать и садиться с неподготовленных площадок. Его скорость и аэродинамические характеристики превосходят все самолеты-аналоги. «Партизан» может развивать скорость до 350-380 км/ч.
Для сравнения руководитель СибНИА привел иностранные легкие самолеты Cessna, которые имеют дистанцию разбега не менее 500-600 метров, что требует аэродромной инфраструктуры.
Директор пояснил ТАСС, что при наличии альтернативы Ан-2 можно будет заменить более современным самолетом. «У нас летают в стране порядка 500 самолетов Ан-2, иностранных самолетов — 600 или 700. [Ан-2] — это самые массовые применяемые сегодня и в гражданской, и военной авиации», — сказал Барсук.
Летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки «Партизан» разрабатывался СибНИА по заказу Фонда перспективных исследований.
Аппарат способен осуществлять взлет и посадку на неподготовленные площадки габаритами 50 м на 50 м как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме. «Партизан» может применяться для выполнения грузопассажирских перевозок, в спасательных операциях и при тушении пожаров, при выполнении авиационно-химических работ и работ в интересах санитарной авиации, для проведения аэромониторинга.
В феврале 2024 года прошли первые летные испытания «Партизана» в пилотируемом режиме, сейчас проводятся статические, частотные испытания для определения максимальной скорости воздушного судна, на следующем этапе будет подтверждена грузоподъемность в 1 тыс. кг. Летом 2024 года планирует провести летные испытания уже в беспилотном режиме.