Ценовая конъюнктура на рынке нефти осталась стабильной после решения ОПЕК+ о продлении сроков сокращения добычи нефти. Нефть, отмечает аналитик, не смогла пробить вверх два важных уровня поддержки. Активны на рынке США, в том числе, замещая своими поставками сокращение предложения странами картеля. Но в среднесрочной перспективе мы можем услышать новости из Америки не менее интересные, чем в начале «сланцевого бума», но с обратным знаком.
Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти, объявила в среду о незначительном повышении цен на апрельские продажи сырой нефти в Азию, свой крупнейший рынок сбыта. Это произошло после продления тремя днями ранее добровольного сокращение ОПЕК+ добычи нефти на второй квартал.
Тем временем, отчет Американского института нефти показал, что запасы сырой нефти в США выросли на 423 тыс. баррелей за неделю, закончившуюся 1 марта, что намного меньше увеличения на 2,1 млн баррелей, ожидаемого аналитиками Reuters. Запасы бензина сократились на 2,8 млн баррелей, а запасы дистиллятного топлива — на 1,8 млн баррелей.
Однако позитивных сигналов для цен оказалось недостаточно. Аналитики, в частности, кивают на Китай, чьи планы экономического роста, объявленные на сессии ВСНР во вторник, оказались на уровне минувшего года, а крупных госпрограмм поддержки экономики не предусмотрено.
На этом фоне фьючерсы на нефть марки Brent подешевели до 81,91 доллара, в то время как фьючерсы на нефть марки West Texas Intermediate в США опустились до 78,04 доллара за баррель. В настоящее время цена на нефть марки Brent на спот-рынке находится на отметке 82,70 долл./барр.
Ключевой новостью прошедших выходных стала, отмечает Николай Дудченко, аналитик ФГ «Финам», новость о продлении соглашения ОПЕК+ о добровольном сокращении добычи нефти. Соглашение продлено до конца июня, то есть на весь второй квартал. Договоренности следующие: Саудовская Аравия сокращает добычу на 1 млн баррелей в сутки; Россия сокращает добычу на 471 тыс. баррелей в сутки. Это дополнительное добровольное сокращение добычи и экспорта нефти к ранее принятому основному сокращению добычи на 500 тыс. баррелей в сутки.
При этом, обращает внимание эксперт, здесь важно учитывать, что структура добычи и экспорта будет меняться. То есть самое большое сокращение в 471 тыс. баррелей в сутки произойдет только в июне. В апреле же и мае добыча будет сокращаться поэтапно, но Россия при этом будет регулировать объемы поставок на рынок (экспорт). Иран продлевает сокращение на 220 тыс. баррелей в сутки, ОАЭ — на 163 тыс. баррелей в сутки. Кувейт, Алжир, Оман и Казахстан совокупно сокращают добычу на 313 тыс. баррелей в сутки.
То, что ОПЕК+ пойдет на такой шаг, было понятно заранее, поэтому нельзя сказать, что он стал большим сюрпризом для рынка, говорит Николай Дудченко. И, по его словам, подтверждение о продлении добровольного сокращения добычи можно расценивать позитивно, так как это не только стабилизирует цены на нефть на мировом рынке, но и дает сигнал рынку к тому, что картель является сильным и не находится, например, на пути к распаду или ослаблению.
Эксперт полагает, что при текущих ценах на нефть и учитывая продление соглашения о добровольном сокращении, картель не пойдет на сокращение обязательных квот на добычу. По всей видимости, с точки зрения ОПЕК, ситуация на рынке выглядит достаточно стабильно.
В то же время, указывает он, не стоит скидывать со счетов конфликт в Красном море. Трафик заметно сместился из Красного моря на южный маршрут, где, в свою очередь, активизировались сомалийские пираты. По данным консалтинговой компании Drewry, за 1,5 месяца 2024 года рост стоимости контейнерных перевозок вырос с 2670 до чуть более 3700 долл. за 40-футовый контейнер, то есть почти на 40%. Эскалация также приводит к росту закупок нефти с целью увеличения запасов со стороны ЕС и Китая. Между тем, премия за риск на энергетическом рынке пока относительно невелика и? по нашим оценкам? составляет около 4-5,3 долл.
Важны сегодня и действия участников рынка, продолжает аналитик. На текущий момент Smart money, скорее, ставят на дальнейший рост цен.
В дальнейшем, обращает внимание эксперт, США будет играть одну из ключевых ролей в сдерживании добычи. В частности, Conoco Philips и Diamond Energy уже высказались о том, что рост добычи в ближайший год будет минимальным. В настоящее время, по данным EIA США, добывает около 13,3 mbd.
«Мы считаем, что в среднесрочной перспективе вероятность продолжения роста цены на нефть сохраняется и умеренно оптимистичны в отношении дальнейшей динамики цен. Средняя цена на нефть марки Brent в первом квартале на наш взгляд может составить около 80-81 долл. с тенденцией к дальнейшему росту», — говорит Николай Дудченко.
Вообще, к перспективам добычи в США следует присмотреться повнимательнее. С одной стороны, к власти там, кажется неудержимо, идет Дональд Трамп, от которого с уверенностью можно ожидать поддержки добычи и экспорта нефти и газа. Но с другой стороны, есть объективные тенденции, которые могут сделать эти меры неэффективными.
Так, в феврале обзор американской нефтяной отрасли опубликовала Financial Times, и пришла к неутешительным выводам. Напомнив читателям о более чем десятилетии сланцевого бума, с которым оказался связан резкий рост производства нефти а Америке и возврат ее на рынки после полувекового перерыва в качестве страны-экспортера, газета замечает: «Но эта эпоха подходит к концу и, как ожидают аналитики, впереди могут произойти непредсказуемые последствия».
В отличие от производства традиционной нефти, добыча из недавно пробуренных сланцевых скважин резко падает примерно через год эксплуатации, отмечают отраслевые эксперты. В этой связи, чтобы ежегодно поддерживать стабильный объем производства, компании должны больше бурить. За последние 15 лет в США были пробурены десятки тысяч скважин.
Но в сланцевом секторе США возникли проблемы с производительностью скважин и количеством буровых работ, отмечают в Morgan Stanley (десятый по капитализации банк в мире). Согласно оценке консалтинговой компании Rystad Energy, в 2022 году впервые средний объем добычи нефти из каждой новой скважины снизился по сравнению с предыдущим годом.
Эксперты одного из крупнейших в мире инвестиционных банков — Goldman Sachs говорят, что серьёзной проблемой для добычи сланцевой нефти является нехватка рабочей силы. Разрыв между спросом и предложением — рабочими местами и непосредственно самими специалистами — в последние месяцы составляет около 20 тыс. человек. При этом необходимость платить более высокую заработную плату способствовала росту затрат. Эксперты энергетической консалтинговой компании Enverus отмечают, что бурение сланцевых скважин в США в прошлом году стоило на 30% больше, чем в 2021 году. Они ожидают, что в 2023 году цена вырастет еще на 12%.
Средняя стоимость бурения сланцевой скважины в 2019 году, по данным Rystad Energy, составляла $7,3 млн, а в 2023 году она уже выросла до $9 миллионов. В компании также отмечают, что стоимость бурения 100 футов (34,5 м) выросла с $75 тыс. в 2020 году до $100 тыс. в 2023 году.
Часть буровых установок в США оставались без обслуживания в течение нескольких месяцев, и теперь они нуждаются в ремонте. Операторы говорят, что даже если бы у них было желание и капитал для бурения большего количества скважин, они бы не смогли сделать это быстро, учитывая плохое состояние части оборудования и нехватку рабочей силы, сообщила Financial Times. Издание утверждает, что американские компании уже утратили возможность наращивать добычу ресурсов. И ежегодно будут нести всё большие издержки на обслуживание буровых установок и содержание нефтегазовой инфраструктуры.
В годы сланцевого бума операторы постоянно получали денежные потоки, исчисляемые десятками миллиардов долларов внешнего капитала для финансирования буровых работ. Тогда добыча резко возросла, но при этом расточительство спровоцировало бегство инвесторов.
Пик инвестиций в сланец пришелся на 2010—2014 годы — тогда в сектор вложили порядка $125 миллиардов. Однако итоги «сланцевой десятилетки» разочаровали инвесторов. Оказалось, что несколько десятков ведущих сланцевых компаний потратили почти на $200 млрд больше, чем заработали, констатировал журнал OilPrice. Издание отмечает, что прибыль получали лишь единицы, что американские компании снижают инвестиции в добычу новых участков, переходят к строгой финансовой дисциплине и сокращению издержек.
В результате объем вложений стал резко сокращаться. Американских нефтяников накрыла волна банкротств: только в 2020 году разорились почти полторы сотни предприятий.
Сланцевые операторы обуздали свои капитальные расходы и направили непредвиденные доходы от оживленного рынка на дивиденды и выкуп акций. Сланцевый сектор выглядел лучшим за последние два года за счет роста по показателям S&P — индекса ведущих публичных компаний США.
Страна добывала слишком много нефти и конкурировала с ОПЕК, считают эксперты американской нефтегазовой компания Pioneer Natural Resources Co — крупнейшего производителя сланца в стране, отмечая, что фактически удалось снизить цену нефти на $20—30 за барр. за последние 10 лет, но это произошло в ущерб потере инвесторов.
После десятилетия больших финансовых потерь от добычи сланцевой нефти инвесторы опасаются делать рискованные ставки на этот сектор, который имеет плохую репутацию и неопределенное будущее в мире, отмечают эксперты ProFinance.ru (финансово-аналитический ресурс, посвященный событиям, происходящим на валютных и фондовых рынках).
Сегодня высокие затраты и нехватка рабочей силы преследуют сланцевый сектор США. Финансовые эксперты с Уолл-Стрит — главной финансовой улицы мира, где расположены две крупнейшие фондовые биржи мира по общей рыночной капитализации — Нью-Йоркская фондовая биржа и NASDAQ — хотят, чтобы прибыль возвращалась инвесторам, а не реинвестировалась в новые буровые установки. Даже при ценах на нефть в $80 за барр., что намного выше среднего долгосрочного показателя, производители сланца по-прежнему боятся тратить капитал, отмечает Financial Times. В довершение всего, новые скважины дают меньше нефти.
Финансовые эксперты предупреждают, что существующий глобальный энергетический порядок быстро разрушается, и мир может вступить в фазу еще большей волатильности рынка нефти. Это станет проблемой для стран-импортеров нефти. В то же время для государств, входящих в группу производителей ОПЕК, особенно для Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, наступит эра возрождения.
Прежде сланцевая добыча нефти в США могла конкурировать с производителями из стран ОПЕК, тогда это называли «новым нефтяным порядком», отмечают эксперты Goldman Sachs, подчеркивая, что сегодня идёт возвращение к «старому нефтяному порядку» с доминированием ОПЕК.
Специалисты компании Quantum Energy Partners, которая является одним из крупнейших частных инвесторов сланцевого сектора, также отмечают, что в ходе «сланцевой революции» США сумели перехватить контроль над ценами у ОПЕК, став единственным источником роста поставок нефти в мире. Но теперь эта ситуация изменилась в обратную сторону.
В нынешних условиях инвесторы менее склонны направлять средства на длительные и дорогостоящие проекты, на окупаемость которых часто уходят годы, например, на глубоководные. Вместо этого они перешли к так называемым проектам «короткого цикла». А где в мире есть проекты короткого цикла? Эксперты Goldman Sachs отвечают, что это сланцевая промышленность США и Ближний Восток.
Но при этом они подчеркивают, что сланцевая промышленность США столкнулась с большими трудностями и здесь уже не до инвестиций. Таким образом в качестве инвестиционного проекта остается только ОПЕК. В этой связи и авторы Financial Times делают вывод о том, что приближается момент, когда мировой рынок нефти снова будет фактически управляться странами ОПЕК.
Возвращаясь к ситуации с ценами на нефть с начала этой недели, отметим, что, как говорит специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов, если говорить о технической картине, то биржевой эталонный сорт нефти марки Brent в начале марта технически подошел к двум важным уровням сопротивления, пройти которым котировкам не удалось. Первый уровень: горизонтальное сопротивление на отметке 85 долл. за баррель, второй — наклонная линия прошлогоднего нисходящего тренда. Эти уровни котировки не прошли, и цена опустилась ниже отметки 83 долл. за баррель.
Новостной фон по нефти в настоящий момент крайне противоречив, подтверждает эксперт. С одной стороны, йеменские повстанцы-хуситы атакуют ракетами и дронами танкеры и торговые суда в Красном море, принадлежащие западным странам. Нефтяной картель ОПЕК+ продлил внутреннее соглашение о сокращении добычи нефти на 2,2 миллиона баррелей в сутки. США могут запретить Китаю покупку нефти из собственных стратегических запасов. Все эти факторы ведут к сокращению спроса и повышению биржевых котировок.
С другой стороны, страны, не входящие в ОПЕК, увеличили поставки нефти на мировой рынок, сбивая цены. Те же США занимают сейчас первое место по нефтяным поставкам в Европу, продавая более 4 млн баррелей в сутки. Гайана, где в прошлом были открыты огромные запасы нефти, с начала этого года по продажам стабильно опережает Венесуэлу, которая также вышла по нефтяным поставкам на максимум за последние пять лет в связи со смягчением санкционной политики со стороны США.
«А как мы помним высказывания великих биржевиков прошлого века — "цены учитывают всё", поэтому нефтяные котировки в данный момент находятся под давлением с двух сторон. Кроме того, сегодня, 6 марта, будет публичное выступление главы ФРС США Джерома Пауэлла. Ястребиный тон его заявления о процентных ставках в США может поддержать доллар на мировых рынках и вызвать еще большее ослабление нефтяных котировок. Голубиная риторика, наоборот, ослабит доллар и укрепит биржевые цены на нефть», — считает Николай Вавилов.