Экспорт КНР за два первых месяца 2024 года многократно превзошел прогнозы экономистов и свидетельствует о возвращения стран в глобальную торговлю. Теперь экономисты сетуют, что не впечатлились заявлениями на проходящей в Пекине сессии ВСНП.
Экспорт второй экономики планеты в январе-феврале 2024 года вырос, по данным Главного таможенного управления КНР, на 7,1% в годовом выражении. Экономисты, опрошенные Reuters, ошиблись, причем, ошиблись сильно — они прогнозировали Пекину рост экспорта лишь на 1,9%.
Импорт тоже вырос, но не так сильно, как экспорт — на 3,5% по сравнению с январем-февралем 2023 года при прогнозе роста на 1,5%. Торговый профицит тоже превысил прогнозы экспертов и вырос до 125,16 млрд долларов при прогнозном 103,7 млрд долларов. В декабре прошлого года, кстати, положительное сальдо торгового баланса КНР было 75,3 млрд долларов.
«Превышение прогнозов подтверждает восстановление глобальной торговли, главным драйвером которого сейчас является сектор электроники, — цитирует Bloomberg старшего экономиста Economist Intelligence Unit Сюй Тяньчэня, который, говоря о восстановлении глобальной торговли, имеет в виду рост экспорта в начале года не только у Китая, но и у Южной Кореи, Германии и Тайваня. — Конечно, сказался и эффект низкий базы, потому что рост экспорта (КНР) в январе-феврале 2023 года был 6,8%).
Главное таможенное управление КНР дало объединенные данные сразу за два месяца для того, чтобы ослабить искажения, которые возникли в связи с подвижностью даты китайского Нового года, который в этом году выпал на февраль.
Премьер Госсовета Китая Ли Цянь объявил в своем выступлении на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), начавшей на этой неделе работу в Пекине, о том, что экономика должна вырасти в 2024 году, приблизительно, на 5%, и пообещал изменить модель её развития.
Поднебесная столкнулась в прошлом году с посредственным, т.е. ниже среднего, ростом экономики на фоне кризиса в строительной отрасли и на рынке жилья, а также нежелания потребителей активно тратить деньги. На снижении роста экономики сказалось и массовая распродажа акций китайских компаний иностранными фирмами, ценовая борьба промышленности за покупателей и огромные долги провинциальных властей, которых очень высокая задолженность почему-то не очень волнует.
Руководство КНР обещало разработать перечень мер, направленных на ускорение роста экономики. Предыдущие меры были приняты в июне 2023 года, но дали незначительный эффект. Однако эксперты предупредили правительство, что финансовые возможности страны сейчас очень сильно ограничены. Ли Цянь в целом промолчал, не раскрыв в своей речи меры поддержки экономики, и во многом именно поэтому не сумел произвести на инвесторов впечатление и не повысил их уверенность.
Многих аналитиков и специалистов тревожит то, что в Пекине могут во второй половине текущего десятилетия попытаться воспользоваться стагнацией по японскому типу. Это вполне возможно, если китайские власти не сумеют переориентировать экономику на потребление домохозяйств и рыночное распределение ресурсов.