В Елисейском дворце с тревогой ждут конца апреля. Рейтинговые агентства «Большой тройки» Fitch Ratings и Moody’s должны пересмотреть 26 апреля кредитный рейтинг Франции. А третье агентство «тройки» — S&P Global Ratings сделает это через месяц, 31 мая, как раз накануне очень важных выборов в Европарламент.
Согласно последним опросам, у президента Макрона высокие шансы потерпеть поражение от ультраправых во главе с Марин Ле Пен, партия которой опережает правящую партию как минимум на 10%. А если, что вполне вероятно, произойдет понижение рейтинга Франции, то, как нетрудно догадаться, шансы Эмманюэля Макрона понизятся еще больше.
Год назад Fitch уже понизил рейтинг Франции с «АА» до «АА-», а S&P в декабре 2022 года поставил негативный прогноз в связи с неубедительными попытками Макрона взять под контроль бюджетный дефицит после коронавирусной пандемии.
Между тем, как и опасались в Елисейском дворце, министерство финансов Франции 10 апреля заявило, что дефицит бюджета в этом году будет выше прогнозируемого. Приняты планы по экономии дополнительных 10 млрд евро.
Министерство рассчитывает получить в районе 5 млрд евро от экономии на уровне центрального правительства, еще порядка 2,5 млрд евро от экономики на местах и, наконец, последние 2,5 млрд евро в виде чрезвычайного налога на энергетические компании и введения нового налога на выкуп акций корпорациями. Пока правительство Габриэля Атталя не идет на повышение налогов на физических лиц и корпорации, но работает над изменениями в законе о выплатах пособий безработным.
Министр финансов Брюно Ле Мэр очень хотел внести изменения в бюджет до летних отпусков. Но президент Макрон отклонил его предложение, потому что оно даст Марин Ле Пэн и другим его соперникам дополнительные козыри.
Ле Мэр хочет снизить дефицит бюджета в 2024 году до 4,9% (в новом прогнозе дефицит составляет 5,1%), но для этого необходимы дополнительные урезания расходов. Беспокоит главного финансиста Пятой республики и крупный госдолг, который в конце прошлого года достиг 112% ВВП Франции. Согласно новому прогнозу, он достигнет максимума — 113,1% ВВП в 2025 году, после чего начнет медленно снижаться.
Бюджетные проблемы Франции сильно мешают Эмманюэлю Макрону, считает Bloomberg, стать во главе Европы по ряду важных вопросов: от Украины до завершения создания европейского банковского союза.
Последние прогнозы Минфина по дефициту бюджета — 5,1% на 2024 год и 4,1% в следующем году. Это значительно выше предыдущего прогноза — 4,4% и 3,7% соответственно. В 2026 году, считают в ведомстве Брюно Ле Мэра, дефицит снизится до 3,6%, а в 27-м — до 2,9%, т.е. войдет в рамки 3-процентного дефицита, принятого в Брюсселе за норму. Кстати, эти цифры и прочие финансовые выкладки Париж представит на рассмотрение Еврокомиссии на следующей неделе, 17 апреля.
По мере приближения выборов в Европарламент, которые состоятся 6-9 июня, усиливаются разногласия между президентом Макроном, стремящимся избежать сокращений расходных статей бюджета до выборов, и министром финансов Ле Мэром, который выступает за безотлагательные изменения в бюджете. Пока перевес вместе со здравым смыслом на стороне министра, который заявил 10 апреля, что 10 млрд евро необходимы в этом году. Между тем, консерваторы из правоцентристской партии «Республиканцы», основанной в 2015 году Николя Саркози, не скрывают, что сразу после утверждения плана экономии они потребуют провести в парламенте голосование о доверии правительству. Марин Ле Пэн, как нетрудно догадаться, «республиканцев» с радостью поддержит.
Последние уточнения по дефициту бюджета свидетельствуют о том, что стратегия Макрона по постепенному улучшению финансового положения за счет реформ, способствующих росту экономики, оказалась в итоге малоэффективна. Несмотря даже на то, что в прошлом она помогла ему избежать введения мер жесткой экономии и в целом защитить бизнес и домохозяйства от повышения налогов.
Пока же французский президент рассчитывает на изменения в схеме выплаты пособий безработным (естественно, они будут не в пользу последних). Еще один способ пополнить бюджет — разобраться с тем, почему чрезвычайный налог на получающие сверхдоходы энергетические компании дает казне меньше денег, чем рассчитывали правительственные экономисты. Между тем, в Национальной ассамблее, нижней палате парламента Франции, все больше сторонников введения одноразового налога на наиболее богатых налогоплательщиков.