Для преодоления импортозависимости в обрабатывающей промышленности и машиностроении необходимо опережающее развитие производителей компонентов, по сути – третья индустриализация. Иначе – полная зависимость от поставок из Китая.
Как было заявлено в ходе расширенного заседания Совета ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, по итогам 2023 года доля обрабатывающего сектора в российском ВВП экономике составила 12,4%, показав рост относительно 2022 года в 7,9% процентных пункта. Это существенно выше роста ВВП страны за тот же период, который составил 3,6%.
Но столь впечатляющий рост может сойти на нет, если в текущую экономическую политику не внести достаточное серьезные коррективы.
По данным председателя Совета Константина Бабкина, в январе–ноябре 2023 году поступление налогов на производство и потребление в бюджет существенно выросло относительно такого же периода 2022 года. Так, сбор НДС показал прибавку в 10,98%, НДФЛ вырос на 12,9%, налог на прибыль на 21,95%, имущественные налоги – на 5,1%. В то же время объем собранных «сырьевых» налогов уменьшился: за тот же период поступления от НДПИ сократились на 11,06%, а сборы акцизов и вовсе упали на 62,3%.
При этом промышленные производители в России находятся в невыгодной позиции относительно своих конкурентов из КНР, подчеркивают в ТПП, приводя такие данные: средняя стоимость кредита для китайских промышленных предприятий составляет 0,05%, а для российских – 12%, средняя налоговая нагрузка на производственные компании в Китае составляет 20%, в России – 47,7%.
Результатом такого несоответствия условий становится доминирование китайских производителей, как компонентов, так и в целом машиностроительной продукции на российском рынке. Константин Бабкин приводит в пример выпуск электродвигателей – агрегатов, без которых не обходится выпуск большинства конечных изделий машиностроения. В Китае из было выпущено в прошлом году 1,2 млрд штук, а в России – 9,8 млн. При этом еще в РСФСР в 1990 году было произведено 46,6 млн штук электродвигателей. Зависимость налицо.
«Такая политика была актуальна в 90-е годы на определенном историческом этапе, чтобы уйти от дефицита продукции на российском рынке. Сегодня эта парадигма утратила актуальность, хоть реальная экономическая политика продолжается та же. Из зависимости от Запада переходим в зависимость от Востока», – считает Константин Бабкин.
Генеральный директор компании «Подъемные машины» Николай Сидоренков, обращает внимание на сокращение поставок автомобилей КамАЗ и на увеличение долей на российском рынке грузовиков китайских производителей. По его словам, в 2021 году КамАЗ выпустил на рынок более 35 тыс. машин, а в 2023 – только 31 тыс. При этом сам объем рынка грузовиков в России вырос с 84 тыс. единиц в 2022 году до 143 тыс. в 2023 году. Однако этот рост был обеспечен за счет поставок машин китайских производителей, доля которых выросла до 60%.
При этом Николай Сидоренков отмечает, что китайские производители не спешат развивать сервис своей продукции на нашей территории, запасные части отсутствуют, материалы, использованные для изготовления продукции, низкого качества, а сама она порой имеет неудовлетворительные эксплуатационные параметры.
Но, как показывает практика, китайскую технику все равно покупают, поскольку ее производители находятся в более выгодном положении относительно российских конкурентов с точки зрения условий для ведения бизнеса.Николай Сидоренков считает, что действенной мерой здесь могло бы стать введение «выравнивающей» пошлины до 30% на всю импортные компоненты автомобильной спецтехники, а также импортные краны-манипуляторы (КМУ), поставляемые отдельно, не в составе спецтехники. Также он предлагает ввести утилизационный сбор на все КМУ, которые завозятся отдельно от автомобиля.
Председатель Совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза отмечает высокую импортозависимость российского машиностроения – порядка 30%. Выше только в фармацевтике – 50% и в секторе потребительских товаров – более 35%.
Для снижения импортозависмости необходимо принять меры по поддержанию производителей компонентов для российского машиностроения. В ТПП считают, что для ускоренного развития этого сектора необходимо дать предприятиям такие же льготы, которые предоставлены компаниям из ИТ-отрасли. Этот опыт показал хороший результат и его стоит распространить и на другие проблемные производства.
Далее, по технологической цепочке, необходимо стимулировать производство мелкосерийных и специальных сталей и при этом обеспечить цены на них для российских потребителей на уровне, сопоставимом с себестоимостью их производства. Также необходимо разработать программу по модернизации заводов, которые производят литейное оборудование, и способствовать созданию комплексов литейного производства и механической обработке отливок.
«Правительство должно защищать и создавать условия для отечественных производителей не хуже, чем в Китае. В нашей стране есть всё для динамического роста. Нам не хватает только правильной экономической политики. Нужна третья индустриализация. Развитие несырьевых секторов промышленности даст рост экономике, стимулирует запросы на научные разработки, поднимет материальный достаток населения, улучшит качество образования и решит демографические проблемы», – уверен Константин Бабкин.
Сегодня по данным, приведенным в ходе заседания Совета ТПП, Россия в основном импортирует товары с высокой добавленной стоимостью: на их долю приходится почти 70% всего импорта. В свою очередь, в структуре экспорта доминируют сырьевые товары – более 70%. Приоритетная задача, считают в ТПП, перевернуть эту пирамиду.
Для этого стоит изменить таможенную политику. Она должна быть направлена не только на пополнение казны, а и на создание условий для развития отдельных отраслей. Необходимо поставить заслон для импорта в страну той продукции, которую мы можем произвести сами или в рамках ЕАЭС.
В части налоговой политики, также необходима смена парадигмы. Сегодня для увеличения поступлений в бюджет растет налоговая нагрузка на бизнес. Это приводит к замедлению деловой активности. В ТПП считают, что бюджетные поступления могут вырасти, если создать условия для роста производства, а с ним – роста налоговой базы. И для этого предлагают вернуть инвестиционную налоговую льготу в том формате, который действовал в период, когда правительство возглавлял Евгений Примаков.
Также требует смена и денежно-кредитной политики, которая сейчас направлена на снижение инфляции монетарными методами. Однако, считают в ТПП, это дает обратный эффект – высокая ключевая ставка приводит к удорожанию кредитов, снижению производственной активности, стагнации производства, ухудшению состояния домохозяйств и росту инфляции.
В связи с этим на первом этапе Совет ТПП предлагает внести изменения в законодательство о Центральном банке, поставив перед ним задачу стимулирования экономического развития и роста производства. Отметим, что несколько лет назад в своем послании Федеральному собранию Владимир Путин также говорил о том, что ЦБ имеет смысл ставить перед собой именно такие цели.