В России совершена первая цифровая сделка по покупке-продаже франшизы. Для рынка событие долгожданное: по мнению экспертов, это позволит повысить уровень прозрачности сделок и придаст импульс дальнейшему развитию сферы.
На платформе Scale IT — онлайн-сервисе для создания, продажи и покупки франшиз — 25 апреля было подписано первое соглашение. Первым брендом, совершившим такую сделку онлайн, стал ONE PRICE COFFEE. Это один из ведущих франчайзеров в стране, на его счету более 400 точек в России и СНГ. Бренд существует с 2018 года, он представляет собой сеть небольших кофеен, которые предлагают кофе и сезонные напитки по фиксированной стоимости.
Сегодня в России по франшизе можно открыть различные виды бизнеса: от медицинской лаборатории до сервисного центра по ремонту смартфонов. Такая модель позволяет сократить риски начинающим бизнесменам. Несмотря на уход зарубежных игроков, рынок активно растет: по данным franshiza.ru, оборот рынка франчайзинга за 2023 год вырос на 14,5% — до показателя 3,18 трлн рублей. При этом франчайзеры отмечают рост количества чеков и рост среднего чека. Средний возраст франшиз тоже вырос: на начало 2024 года он составил 5,8 года.
Как сообщал в начале апреля глава Роспатента Юрий Зубов, количество зарегистрированных франшиз в России в 2023 году выросло на 5% по сравнению с 2022-м. Это почти 7000 соответствующих договоров. При этом с 2019 года их количество выросло в 1,5 раза.
Он также отметил, что ведомство активно оптимизирует процедуры регистрации документов для удобства предпринимателей. Однако то, чего действительно не хватало последние годы сфере для дальнейшего роста, — это цифровизация процессов. Участники рынка не раз отмечали сложность оформления соглашений из-за необходимости работы с бумажными носителями: хранения оригиналов документов, оформления сделок офлайн, самостоятельной регистрации в Роспатенте.
Как отметил президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС), заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Сергей Матвеев, цифровизация в сфере франчайзинга решает наболевшие проблемы отрасли. Так, она помогает компаниям выявить и описать ту интеллектуальную собственность, которой они располагают. «Коммерческая концессия — это не просто передача права на товарный знак. В случае ресторанного бизнеса это, например, музыка, которая играет в зале, рецептура блюд, дизайн меню, расстановка столов и многое другое. Все это — объекты интеллектуальных прав, но выявить их, собрать в портфель и управлять им необычайно тяжело. В цифре же это делается невероятно легко — буквально на уровне клика и drag-and-drop».
Также возможность работы онлайн сильно упростит проблемы географии: соглашения могут подписывать участники из разных городов и даже стран.
Сделка на Scale IT стала не только первой в России, но и в целом в ЕАЭС. Сервис специально создан под такие цели. Сделки проходят безопасно на базе блокчейна. Кроме того, все процедуры проводятся с учетом законодательства — сервис интегрирован с распределенным реестром Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС.РФ).
Соучредитель платформы ScaleIT Мария Кизима отметила, что сделка открывает новую страницу истории франчайзинга: «Ни для кого не секрет, что именно малый и средний бизнес должен обеспечивать устойчивость экономики. Поэтому государство десятилетиями пытается поддерживать этот сегмент предпринимательства. По франчайзинговой модели дело можно открывать без крупных вложений и серьезных рисков. Переход в “цифру” еще больше упрощает этот процесс», — сказала она.
Первая сделка на Scale IT — мощный сигнал рынку о том, что масштабировать бизнес, выявляя интеллектуальные права и формируя портфели нематериальных активов, — наиболее эффективная стратегия развития, уверен председатель РЦИС Андрей Кричевский. «На смену бурно развивающемуся, но довольно рискованному рынку приходит цивилизованная и доверенная среда с ясными правилами игры. У франчайзи больше нет риска купить кота в мешке, нарвавшись на очередную франшизу-пустышку. Франчайзеру нет нужды рекламировать себя, зачастую прибегая к нереалистичным обещаниям. Наконец, обе стороны смогут оценить по достоинству снижение издержек за счет автоматизации юридической работы», — считает председатель центра.
По мнению основателя компании ONE PRICE COFFEE Сергея Румянцева, технология Scale IT выгодна как франчайзи, так и франчайзеру. С одной стороны, заинтересованные в покупке готового бизнеса контрагенты смогут получать полную проверенную информацию о самом бизнесе из каталога проверенных франшиз. С другой — минимизирует риски для продавца и максимально сократит сроки проведения таких сделок.
Другие участники рынка также уверены, что онлайн-покупка франшиз позволит защитить все стороны и отсеять сомнительные предложения.
«Данное решение реально позволит сделать рынок реально прозрачным, плюс это повысит репутацию брендов и франчайзинга — мы знаем, что франшизу даже по продаже селфи-палок открывают. То есть любой бизнесмен, который заработал свои первые 100 000 рублей, проработав месяц-два, “упаковывается” во франшизу. А потом оказывается, что бизнес, не пройдя все стадии и времена года, может быть несостоятельным. Поэтому думаю, что это решение будет на пользу как сильным брендам во франчайзинге, которые реально дают то, что заявляют, так и для потребителя», — рассказала основатель международной сети салонов лифтинга лица IDOL FACE Евгения Конычева.
Есть и другие плюсы — в условиях серьезных изменений на рекламном рынке в России, запрета популярных площадок бизнесу не так просто продвигать свои франшизы.
Собственник сети частных детских садов и школ ГК «Лидеры» Марина Шилкина считает, что цифровая платформа кроме легализации прозрачности позволит усилить узнаваемость и популярность бренда, а внедрение рейтинговых механизмов будет способствовать вовлеченности людей в покупку франшизы для создания в дальнейшем полноценного, масштабного рынка.
В будущем предприниматели рассчитывают на дальнейшую цифровизацию и оптимизацию всех процессов. «Если пойти дальше, то уверен, что в ближайшем будущем таким способом можно будет бронировать город или локацию, а если еще пофантазировать, то и автоматически подаваться на субсидии и отправлять документы сразу на регистрацию в Роспатент», — отметил бизнес-консультант, эксперт в области франчайзинга и управления проектами, директор по развитию компании PIMS Стива Аралов. Он добавил, что сейчас складывается тренд на инвестирование в более дорогостоящие и качественные продукты. В ближайшие годы рынок франчайзинга ждет дальнейший рост.