Фонд развития промышленности, промышленная ипотека и льготный лизинг ― самые эффективные и востребованные у машиностроителей меры поддержки, хотя их явно недостаточно.
«Что действительно работает ― это ФРП, промышленная ипотека и стимулирование потребителя», ― заявил на Московском экономическом форуме председатель совета директоров производителя сельхозтехники KOBLiK GROUP Егор Коблик.
О необходимости стимулирования спроса говорил на форуме и Владимир Антонов, исполнительный директор производителя бульдозеров и экскаваторов «ЧЕТРА». Сейчас главным таким механизмом в России является программа льготного лизинга спецтехники, запущенная в 2020 году, по которой государство компенсирует 10-15% стоимости покупаемых машин. В прошлом году в программу были включены автотранспортные средства, прицепы полуприцепы и ж/д вагоны.
Льготный лизинг позволяет снизить стоимость денег, что, в свою очередь, позволяет дорожным строителям и недропользователям обновлять технику, объясняет суть поддержки директор «ЧЕТРЫ». А при нынешней ставке новых карьеров, например, начинают рыть слишком мало. Поэтому сейчас как никогда надо поддерживать потребителей. Но спрос настолько высок, что лимиты по программе в 3 миллиарда рублей выбираются за один квартал, говорит Владимир Антонов, программу надо увеличить хотя бы до 20 миллиардов.
Но даже если это произойдет ― льготного лизинга и средств ФРП все равно будет недостаточно. Поэтому что инвестиции в стране осуществляют 20 тыс компаний, а тот же ФРП поддерживает всего лишь сотни предприятий, объясняет на пальцах простую математику член Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. «Поэтому принципиально важно снижать ключевую ставку», ― говорит депутат.
Удивительно, но на третьем году активного импортзамещения, спустя 30 лет после потери целых отраслей машиностроения, российским промышленникам все еще приходится объяснять чиновникам, что поддержка производства внутри России должна быть не менее мощной, чем в Китае ― иначе у нас так и не будет своей техники, а будет сплошь китайская. Готовая продукция в Китае дешевле, чем сырье, за счет господдержки ― это промпарки с нулевой ставкой налога на прибыль, кредиты на основные средства под 2-3% на 10 лет, субсидии на экспорт до 20-30%. «Грамотная политика китайского правительства привела к тому, что они успешно создают промышленность для всего мира», ― резюмирует Антонов.
И по этому пути идет не только Китай. Член правления Национального фонда развития Ирана Алиреза Салех в ходе МЭФ заявил, что страна готова сотрудничать со всеми, кто хочет покупать продукцию иранского машиностроения ― фонд будет компенсировать до 85% от стоимости закупок (правда, депозитами в иранских банках). У нас же на субсидии для экспортеров выделяется 600 млн рублей в год, которые также выбираются очень быстро. «Хотя даже 3 миллиарда было бы освоено», ― убежден глава «ЧЕТРЫ», так как для многих российских машиностроителей внутренний рынок все еще слишком мал и им необходимо выходить на экспорт.
Возможно, у бюрократии и элит еще не сменилась психологическая установка, которая до сих пор есть и у потребителей. «Основная проблема в головах ― это преклонение перед импортом», ― считает Егор Коблик, который был вынужден переименовать завод Воронежсельмаш в KOBLiK GROUP, чтобы повысить продажи. «нужно, чтобы люди перестали думать, что сельмаш ― это плохо».