Главной причиной роста цен прогнозисты называют перебои с поставками «черного золота».
Рост цены нефти на прошлой неделе выше 90 долларов за баррель, по общему мнению, спровоцировало резкое обострение отношений между Израилем и Ираном. Но хотя удар израильских ВВС по консульству Ирана в Дамаске стал непосредственной причиной скачка цен, структурные причины роста цены нефти в этом году лежат значительно глубже.
Так, в Bloomberg считают, что во всем виноваты логистический и социально-экономический факторы: состояние цепочек поставок, которое сильно оставляет желать лучшего, и страхи возврата высокой инфляции, спровоцированной… тем же сырьем. То есть, происходит своего рода закольцовка причинно-следственной связи.
Но в действительности этим дело не исчерпывается. Напряженную ситуацию с предложением нефти на рынке усилили недавние ограничения ее экспорта правительством Мексики, которое заботится о внутреннем рынке. Экспорт мексиканской нефти в марте снизился на 35% до самого низкого за пять лет уровня. Причем, в апреле он еще больше снизится, потому что государственная нефтяная компания Pemex предупредила ряд иностранных НПЗ об отмене ближайших поставок. В результате нефтепереработчики в США были вынуждены закупить больше собственной, американской нефти.
Рыночным фоном служат санкции на российскую нефть. А в Вашингтоне, тем временем, собираются вернуть в апреле санкции на нефть из Венесуэлы, что еще больше усилит давление на предложение.
Вернемся к началу перечня причин подорожания нефти — к логистике. Здесь главный фактор, что очевидно — хуситы, которые продолжают контролировать самый короткий маршрут между Европой и Азией через Красное море. И вот картина, сложившаяся в последние недели на глобальном рынке нефти, становится будет более-менее полной.
И даже к ней есть что добавить, но уже не из разряда инцидентов или внезапно возникших причин, как в случае с Мексикой, а из числа долговременных системных факторов. Речь идет о решимости ОПЕК и его не входящих в картель союзников во главе с Россией продолжать выполнять ограничения по добыче, несмотря на сложную ситуацию с предложением. Правда, по мнению стратега по нефти и газу в Macquarie Group Викаса Двиведи, рост цен на нефть может со временем все же заставить ОПЕК+ увеличить добычу.
Необходимо помнить и о приближении лета, когда все американцы сядут на автомобили и цена барреля нефти марки Brent, считает Bloomberg, может впервые почти за два года достичь 100 долларов за баррель. Рост цены нефти будет сопровождаться усилением инфляции, что может изменить планы центробанков, включая, естественно, и ФРС, по снижению учетной ставки. Для США рост цены нефти – это еще и осложнение внутриполитической обстановки накануне президентских выборов, крайне неблагоприятное, кстати, для Джо Байдена с его планами остаться в Белом доме на второй срок.
«Главным драйвером для нефти (для роста ее цены) сейчас являются поставки, — подчеркнула в интервью для Bloomberg Television известный эксперт по «черному золоту» Амрита Сен, основательница Energy Aspects. — Мы уже видели несколько ослаблений предложения при достаточно сильном спросе».
Цена барреля Brent 4 апреля превысила 90 долларов, что стало максимумом после октября 2023 года, и продолжила расти 5 апреля. JPMorgan Chase также прогнозирует, что в августе-сентябре она может добраться и до 100 долларов.
Резко подорожали на прошлой неделе и остальные марки нефти: Canadian Cold Lake, нефть, добываемая в Омане и Дубае, и так далее.
Обвал мексиканского экспорта – не единственный удар по предложению в этом году. В январе, например, в результате сильных холодов резко сократились запасы нефти в американских нефтехранилищах. Причем, произошло это в те дни, когда они обычно растут.
В марте суммарное снижение экспорта нефти Мексикой, Катаром, США и Ираком превысило 1 млн бар./день. ОАЭ тем временем снизили экспорт нефти марки Upper Zakum, по данным Kpler, на 41% в годовом выражении и направило сэкономленную нефть на собственные НПЗ.
Европейский нефтяной рынок в последние месяцы продолжает находиться под давлением хуситов, закрывших Суэцкий канал. К этому следует добавить неполадки на нефтепроводе в Северном море, проблемы на ливийских месторождениях, повреждение нефтепровода в Южном Судане и дефицит, из-за американских санкций, танкеров для транспортировки российской нефти.
Большинство перечисленных выше причин стали для рынка и составителей прогнозов полной неожиданностью. Так, Управление энергетической информации США (EIA) прогнозировало, что уровень нефти в тамошних хранилищах в первом квартале не изменится, но сейчас внесло в прогноз коррективы: запасы снижаются со скоростью 900 тыс. бар./день, что, между прочим, эквивалентно добыче Омана.
Кстати, что касается хранилищ в США, то нефтяное ралли вновь помешало администрации Байдена приступить к пополнению Стратегического нефтяного резерва, который она недавно сильно опустошила — до 40-летнего минимума.