Крупнейший мировой производитель олова возобновил экспортные поставки металла. Впрочем, олово дешеветь не спешит. Да и собирается ли оно это делать вообще?
Фьючерсы на олово колеблются в районе отметки 30 тыс. долларов за тонну, вернувшись к значениям начала прошлого года. Тогда был предыдущий и весьма крутой пик, за которым последовали две полугодовые «ямы».
Нынешний подъем цен, локальная вершина которого пришлась на 18 марта, объясняют проблемами с экспортом металла из Индонезии, крупнейшего мирового поставщика, почти остановившего отгрузку олова. Из-за вопросов, связанных с государственным регулированием, в январе 2024 года почти весь экспорт был остановлен.
Трейдеры в Азии заявили о трудностях с поиском поставщиков олова из-за нехватки металла индонезийского производства. Но, начиная с 5 марта экспорт возобновился.
Хотя оснований для беспокойства по-прежнему хватает. Например, они связаны с длительной остановкой горнодобывающей деятельности в штате Ва в Мьянме (один из основных поставщиков олова в Китай). Однако в январе 2024 года там разрешили частичное возобновление добычи «за исключением района рудника Ман Мау, на долю которого приходится почти вся добыча олова в автономном регионе», по данным Международной ассоциации олова.
Напомним, олово — серебристый ковкий металл, в основном используемый в производстве припоя и для покрытия других металлов для предотвращения коррозии. Олово широко используется в сфере защиты окружающей среды, считаясь даже наиболее экологичным среди тяжелых цветных металлов. Оно традиционно и по сей день используется при изготовлении посуды. Из новых применений особенно часто его задействуют в фотоэлектрических установках, электромобилях и электронике. И оно входит в состав многих сплавов.
Крупнейшими производителями олова являются Китай, Малайзия, Индонезия, Перу, Таиланд, Боливия и Мьянма. Фьючерсы на олово доступны для торговли на Лондонской бирже металлов (LME). Стандартный контракт составляет 5 тонн.
Надо отметить, что перебои с поставками олова слишком острых ситуаций на мировом рынке не создают. Вялый спрос, особенно со стороны полупроводниковой промышленности, привел к профициту рынка олова в течение последних двух лет.
Цены на него на Лондонской бирже металлов (LME) за прошлый год упали на 20%. Bank of America оценивал профицит олова на рынках в 5800 тонн в прошлом году, а мировое потребление — в 360,4 тыс. тонн. В общем-то, так себе профицитик, небольшой.
Экологическая повестка не позволит спросу на олово упасть. «Несмотря на краткосрочные препятствия, фундаментальные показатели в области солнечной энергетики и электромобилей в долгосрочной перспективе выглядят надежными, — заявила Reuters стратег Bank of America Даника Аверион. — «Спрос на олово в "зеленом" секторе может более чем удвоиться к 2030 году, потенциально превысив 70 тыс. тонн в год, что эквивалентно пятой части текущего потребления", — прогнозирует Аверион.
Это смелый прогноз. Пока что консенсуса по олову нет. Рынок демонстрирует неустойчивые тенденции. Однако улучшения в экономике и ослабление проблем с цепочками поставок могут способствовать восстановлению спроса на рынке олова, особенно во второй половине 2024 года.
Потребление олова в значительной степени зависит от темпов роста мировой экономики, её оживление вызывает увеличение спроса на металл, поскольку возрастает потребление продукции, особенно в ІТ-индустрии, отмечает финансовый аналитик маркетплейса «Финмир» Вадим Заноздрин. На это, в свою очередь, влияет денежно-кредитная политика центральных банков.
С начала 2024 года и восстановления промышленного спроса, усиливающийся интерес со стороны ІТ-индустрии, при перспективе смягчения денежно-кредитной политики в различных странах мира, способствовали постепенному увеличению стоимости данного метала, подтверждает эксперт. «Так, в 2024 году рост цен на олово уже составил 20% и достиг уровня 29 495 долларов на LME, преодолев нисходящий тренд. Ближайшая цель по олову — 37100 долларов (26% роста)», — ожидает Вадим Заноздрин.
Что ж, если так, то дело выглядит серьезно. Свои исторический рекорд стоимость олова установила в начале февраля 2022 года у отметки 45 тыс. долл. за тонну. Это была верхушка крутого пика. Что, если на сей раз крутого спада не будет?