Reuters: высокие ставки могут остаться навсегда

Не исключено, что высокая ставка в США может сохраниться значительно дольше, чем полагают экономисты.

Читать на monocle.ru

Возвращение инфляции означает, что ультранизкие ставки, пишет Reuters, уходят в прошлое. Трейдеры, например, сейчас считают, что в конце этого десятилетия учетная ставка в США может оставаться в районе 4%, т.е. намного выше прогнозировавшихся не один год 2,6%. Схожая картина и в еврозоне, где к концу десятилетия ожидают ставку на уровне 2,5%, что тоже значительно выше прогнозов.

Многие экономисты полагают, что нейтральная процентная ставка (R-star), т.е. ставка, балансирующая экономику с учетом инфляции в долгосрочной перспективе, сейчас ниже, чем она была перед большим финансовым кризисом. Главное – договориться о том, как ее считать.

Автор Reuters Йорук Басели приводит 5 главных, по его мнению, факторов, которые будут влиять на ставку в долгосрочной перспективе.

Основной из них, конечно, это уровень расходов властей. На ставку, конечно, влияют размеры расходов правительств (например, на оборону или борьбу с изменениями климата), которые заставляют власти постоянно брать кредиты. По расчетам МВФ, если в 2019 году дефицит бюджета в средней развитой стране был 3%, то в 2023 году он должен был подняться до 5,6%; после чего пойдет вниз, но все равно останется к концу десятилетия в 2029 году на уровне 3,6%. Высокий бюджетный дефицит, естественно, заставит инвесторов требовать от властей повышенной премии за покупку гособлигаций. Негативное воздействие на инвестиции оказывают, считают экономисты, снижение роста производительности труда и потенциального роста по обе стороны Атлантики.

Серьезным фактором для определения ставок является и демография. Большинство экономистов сходятся во мнении, что в последние годы ставки снижались благодаря, в том числе, и избытку накоплений, главную роль в которых играли предпенсионные сбережения в развитых странах.

Эта ситуация может продолжиться. К 2050 году, по данным ООН, 16% населения планеты будет старше 65 лет. Для сравнения: в 2022 году таких было 10%. Скорее всего, демографический фактор сильнее всего будет проявляться в Европе.

При этом растет соотношение количества зависимых людей, т.е. иждивенцев, включая пенсионеров, к работающим. Экономист Чарльз Гудхарт считает, что это приведет к росту ставки, так как связанные с возрастом расходы снижают пенсионные накопления.

К росту ставок ведет и затыкание дыр в пенсионных фондах при помощи заимствований.

Процентная ставка – очень сложный и тонкий механизм, на который влияют очень много факторов, включая, к примеру, глобальное потепление. Здесь речь идет, в первую очередь, о зеленом переходе, т.е. замене ископаемых видов топлива возобновляемыми источниками энергии. Изабель Шнабель из ЕЦБ уверена, что изменения климата тоже ведут к росту ставок. Достаточно сказать, что расходы на зеленый переход превышают даже расходы, потребовавшиеся для восстановления Европы после Второй мировой войны.

Физическое воздействие изменений климата также приводит к скачкам инфляции и волатильности цен.

К 2050 году расходы, связанные с изменениями климата, могут сократить объем глобального производства на 17%. В ЕЦБ считают, что это может привести к снижению производительности труда и R-star.

Дорогая «чистая» энергия может в конце концов снизить, по мнению экономистов МВФ, спрос на инвестиции и понизить ставки.

Естественно, разговор о факторах, влияющих в долгосрочной перспективе на процентные ставки, будет неполным без искусственного интеллекта (AI).

AI подвышает производительность труда и, таким образом, по расчетам аналитиков Goldman Sachs, может повысить рост американской экономики в 2034 году на 0,4% и на 0,3% в других развитых странах.

Серьезным фактором является и ускорение темпов жизни вместе с усиливающейся изменчивостью мира. Достаточно, перечислить события глобального масштаба, произошедшие за 3-4 последних года: коронавирусная пандемия, конфликт на Украине и в секторе Газа, борьба США с Китаем. И это далеко не полный перечень событий, которые усиливают риск для цепочек поставок.

Если центробанки решат с ними бороться, то это тоже может способствовать росту процентных ставок. Так же, как, например, так называемый «френдшоринг», т.е. акцент в данном случае в торговле западных стран и компаний не на Китай, а на союзников. В США, пожалуй, вполне успешно используют этот прием: сейчас главным экспортером для Америки является не Китай, а Мексика.