Либеральные демократы разделились по вопросу монетарной политики японского центробанка.
Похоже, в японской экономике в первые три месяца 2024 года был спад. 16 мая будет обнародован первый отчет, согласно которому ВВП в пересчете на год в январе-марте 2024 года скорее всего снизится на 1,2%.
«Данные скорее всего покажут, что экономика Японии находится в застое,- приводит Bloomberg анализ старшего экономиста Dai-Ichi Life Research Institute Йошики Шинке.- Главная причина спада – значительное сокращение производства в автопроме».
Речь, в том числе, идет и о скандале с подтверждением верификации в компании Daihatsu, подразделении Toyota Motor Corp., которая была вынуждена остановить конвейеры.
Негативная отчетность выходит, можно сказать, в переломный момент для японской экономики. Слабые показатели, особенно, слабое потребление, заставляют усомниться в способности центробанка Bank of Japan (BoJ) нормализовать ситуацию в экономике. Напомним, два месяца назад, в марте, BoJ попал в историю – поднял процентную ставку, которая много лет оставалась в Стране восходящего солнца ниже 0. Сейчас в центробанке пристально следят за инфляцией, которая при поддержке роста зарплат может выйти из-под контроля.
Если выяснится, что данные по ВВП Японии за первый квартал были частично вызваны тем, что в четвертом квартале 2023 года в стране тоже был спад, а не чисто символический, но все же рост, то окажется, что спад в экономике продолжается уже три квартала кряду.
Большинство экономистов считают, что эти данные не помешают BoJ продолжить повышать учетную ставку. Поэтому во многих прогнозах содержится рост в апреле-июне на фоне, к тому же, отскока автопрома и самого высокого за три десятилетия роста зарплат, которое должно заставить японцев больше тратить. Реальные, т.е. с учетом инфляции, зарплаты по итогам 2024 года должны показать рост, первый после двухлетнего цикла снижения. К тому же, многие домохозяйства начнут с июня получать разовое снижение налогов.
С другой стороны, в конце мая прекращается выплата субсидий на рост коммунальных расходов, что приведет к дальнейшему росту стоимости жизни. Негативно влияет на ценники и слабая иена. Валюта сейчас играет все более важную роль и угрожает подстегнуть инфляцию, которая повышает цены в магазинах.
В прошлом власти боролись со спадом в экономике при помощи мощных программ поддержки, которые были вполне уместны благодаря ультранизким ставкам BoJ. В самом начале весны центробанк поднял ставку впервые за 17 лет. Между тем, инфляция, которая остается очень высокой, может заставить Кадзуо Уэду, возглавляющего центробанк Японии, вновь поднять ставку.
Кстати, внутри правящей Либерально-Демократической партии (LDP) возникли разногласии относительно политики, которую должен проводить BoJ: еще раз повысить ставку или сохранить ее на прежнем уровне, чтобы не возникло проблем с кредитованием.
Между тем, рейтинг премьер-министра Фумио Кисиды остается низким, в т.ч. и из-за финансового скандала, связанного с тайным партийным фондом. Кисида в марте отличился, пообещав японским рабочим, что в этом году рост их доходов превысят рост инфляции.
Рейтинг одобрения кабинета Кисиды составил по результатам майского опроса NHK всего лишь 24%, что, между прочим, на 1% выше, чем было в апреле.
Еще один удар Фумио Кисида получил в самом конце апреля. 28 апреля, напомним, LDP проиграла специальные выборы. Кисида назвал поражение оценкой результатов его работы на посту премьера. Выборы следующего лидера партии состоятся в сентябре.