Хрупкость глобального рынка сжиженного газа чревата резкими скачками цен в случае любых изменений баланса между спросом и предложением.
Последний газовоз со сжиженным газом (СПГ) прошел через Баб-эль-Мандебский пролив в феврале 2024 года. За три последних месяца по этому главному маршруту следования танкеров и газовозов из Азии в Европу и обратно не прошло ни одного груза газа. Все газовозы были вынуждены идти в обход Африки или вообще менять пункт назначения. Когда хуситы начали свою войну за Красное море, аналитики, естественно, начали пытаться оценить последствия закрытия Суэцкого канала для мировой торговли и экономики. Большинство сошлись во мнении, что закрытие Красного моря для судоходства повысит как транспортные расходы, так и цену товаров. Этот вывод относился ко всем товарам и видам сырья, включая, конечно же, и СПГ. Еще одним конкретным выводом для рынка СПГ стал прогноз о фрагментации глобального рынка, который уже, между прочим, уже сбылся, подчеркивает Oil Price.
Катарский сжиженный газ сейчас, главным образом, идет в Азию, а российский – в Европу. Что же касается американского газа, то он идет и в Азию, и в Европу. Сейчас рынок стал еще более хрупким. Это выражается в том, что сила любого удара по цепочкам поставок резко возрастает по сравнению с тем, что было до февраля 2024 года.
В феврале ученые Оксфордского института энергетических исследований пришли к выводу, что важность американского СПГ для Европы еще больше усилится, потому что проблемы с доставкой катарского сжиженного газа в Европу из-за закрытия Красного моря резко выросли. Прогноз оказался верным: после февраля Европа начала еще больше получать американского газа (и российского, кстати, тоже), а Азия – катарского.
Данные Bloomberg по поставкам газа за прошлую неделю показывают, что поставки катарского СПГ в Азию достигли в этом году 7-летнего максимума. Россия, несмотря на геополитическую обстановку, увеличила поставки СПГ в Европу. Ученые из Оксфорда сделали еще важный вывод: после февраля резко усилятся последствия любого «ЧП» с производством сжиженного газа в любом крупном его производителе. Подтверждением правильности этого вывода стало недавнее ЧП на СПГ-терминале «Фрипорт», которое привело к росту цен на американский СПГ. Сейчас ЧП, связанное с техническими неполадками, остановило работу СПГ-завода Gorgon в Австралии, что тоже присело к скачку цен, потому что оно совпало с сезонным ростом спроса в Азии.
В данный момент ситуация в целом остается под контролем, потому что ввиду фрагментации рынка газовозы гибко меняют маршруты следования и закрытие Красного моря не так сильно, как могло бы, сказывается на рынке. Например, маршрут доставки катарского СПГ в Азию, скажем, в Индию, сейчас даже стал короче, чем был в Европу до закрытия Суэцкого канала хуситами. Но летом начнет расти спрос на газ в северном полушарии из-за работы кондиционеров. Потребуется значительно больше изменений в маршрутах следования газовозов, а это в любом случае приведет к росту цен.
В Китае, крупнейшем импортере СПГ, этот год может оказаться рекордным. Экономисты PetroChina прогнозируют рост спроса в Поднебесной на сжиженный газ в этом году на 9-12%. Только в первом квартале Китай импортировал 20 млн тонн СПГ.
С другой стороны, санкции ЕС против российского СПГ могут затруднить для «Новатэк» поставки газа в Азию. Это значит, что, как это ни парадоксально звучит, но Европа будет получать еще больше российского сжиженного газа.
Конечно, европейские санкции затронут и международных трейдеров: Shell, TotalEnergies и новую немецкую госкомпанию Securing Energy for Europe GmbH, которым придется искать альтернативных поставщиков газа для их неевропейских клиентов, если из-за санкций возникнут проблемы с российским СПГ. Причем, все эти события будут происходить при по-прежнему закрытом для судоходства Красном море. Причем, закрытом не только сейчас, но и обозримом будущем.
Если война между Израилем и ХАМАС не закончится в этом году, рынок СПГ останется в нынешнем фрагментарном состоянии. Конечно, газовый сектор приспособится к новым условиям, как он всегда это делал, но ситуация с энергетической безопасностью ухудшится. В такой обстановке любое ЧП, скажем в порту из разряда тех, что в последнее время нередко происходят с крупными СПГ-проектами, будет сильной встряской для всего рынка.