В Министерстве науки и высшего образования РФ поддерживают введение новых объектов интеллектуальных прав для защиты патентным правом IT-решений. Это позволит сформировать новый прозрачный рынок.
Идея отдельного правового режима для IT-решений была озвучена в феврале этого года: тогда на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при председателе Совета Федерации РФ Валентине Матвиенко председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрей Кричевский отметил, что необходимость прямого законодательного решения для охраны вычислительных моделей назрела уже давно.
По итогам заседания Совет рекомендовал федеральным органам исполнительной власти проработать вопрос о закреплении в законодательстве возможности правовой охраны вычислительных методов. Предложения по корректировке законодательства ждут от Роспатента и Российского союза промышленников и предпринимателей.
Эту идею поддерживают и в Правительстве РФ. В рамках сессии «IT-продукты – изобретения ХХI века» на конференции «Цифровая индустрия промышленной России», которая проходит на этой неделе в Нижнем Новгороде, заместитель министра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова отметила, что изменения в законодательстве позволят перестать оценивать IT-компании «по головам программистов» и начать учитывать реальные технические решения, лежащие в основе программных продуктов, в чем кровно заинтересовано само министерство.
«Зачем это регулятору? Появляется новая сущность. Это триггерит новый рынок, которого сегодня в России нет, так как никто не торгует программным продуктом как объектом патентной охраны. Программный продукт оценивается либо по фактически понесенным расходам, либо по тому, что какой-то, часто ангажированный, эксперт, назвал компанию единорогом. Мне же, как регулятору, необходимо прозрачное понимание продукта, который оборачивается на рынке», - сказала Дарья Кирьянова.
Она подчеркнула, что дискуссия о софт-патентах носит исторический характер: «Эта инициатива изменит структуру экономики. Мы создаем новый рынок программного продукта. Для того чтобы он возник, нужны изменения в нормативном регулировании».