Июль в Британии будет жарким: 4 июля там пройдут внеочередные парламентские выборы.
Далеко не все уверены, что британский премьер Риши Сунак научился выполнять предвыборные обещания и эффективно руководить королевством, но в чем можно уже не сомневаться, так это в его способности удивлять соотечественников. Прецеденты перечислять здесь не будем, а вчера он огорошил миллионы британцев, объявив о роспуске парламента и о проведении выборов 4 июля.
«Экономическая стабильность – основа будущих успехов, — говорится в заявлении главы правительства. — Британия сейчас должна выбирать будущее. Необходимо выбирать: хотим ли мы строить будущее на основе достигнутого прогресса или мы хотим возврата к прошлому, в котором нет ни плана, ни определенности».
Если Сунака спросят: почему он назначил выборы на 4 июля, он скорее всего ответит: а почему бы и нет? У британского премьера сейчас столько проблем, что для него хороша любая дата. Скорее всего, Риши решил, что раз внеочередные выборы неизбежны, то чем дольше тянуть, тем будет хуже.
И впрямь, соображения в пользу иного варианта, а именно, если бы проведение выборов было назначено на осень, будут не из области политики, а психологии (самооценки): в случае вполне вероятного проигрыша Сунак вошел бы в историю, как человек, руководивший правительством хотя бы солидные по британским меркам два года.
Но все равно заявление Риши Сунака о выборах 4 июля сразу после того, как 22 мая часы на Биг Бене пробили 5 часов вечера, ошеломило как парламент, так и все королевство. Хотя бы потому что он вполне мог дождаться января 2025 года и объявить дату очередных выборов через 7 месяцев. Тем не менее, Сунак решил рискнуть.
Возглавляемые им консерваторы отстают в опросах от главных противников – лейбористов почти на 20 пунктов. Политологи считают, что главным достоинством названной премьером даты является… элемент неожиданности. Надо заметить, что внеочередных выборов все ждали, но не в начале июля, а значительно позднее – в октябре или даже ноябре. Сунак же остановился на июле, наверное, решив, что ждать до осени в надежде на какое-нибудь чудесное спасение бесполезно.
Возможно, премьер, который славится осторожностью и прагматичностью, решил не мучиться, что он, по правде говоря, делал все полтора года пребывания у власти.
Не исключено, что решение было принято под действием экономической статистики, опубликованной вчера утром. Экономическая статистика для консерваторов, не хватавших звезд с неба все время премьерства Сунака, вполне благоприятная. Британскому центробанку удалось сбить инфляцию до целевых 2%. То есть, сейчас консерваторы могут рассчитывать на усмирение инфляции (с которой вся планета борется уже два года) и снижение цен на продукты и электроэнергию как на крупный козырь.
В последние месяцы в королевстве растут зарплаты, относительно низкая безработица. Кстати, к концу года, по прогнозам экономистов, экономические перспективы и особенно перспективы на рынке труда вполне могут ухудшиться. Так что, если пытаться воспользоваться в политических целях неплохой экономической статистикой, то лучше сделать это сейчас, а не позже, когда все может измениться.
Теперь Соединенное Королевство ждут 6 недель предвыборной борьбы. Очевидно, что главным девизом консерваторов во главе с Риши Сунаком будет вера в то, что экономика Британии теперь пойдет в гору.
Несмотря на это Кир Стармер, лидер лейбористов, будут утверждать, что еще ни одно правительство после окончания Второй мировой войны не получало от предшественников такого ужасного экономического наследства. И пока что лейбористы на этих выборах фавориты.
Главная борьба действительно развернется вокруг экономики и Риши Сунак, очевидно, воспользуется ей как единственным своим шансом на победу. В прошлом году британская экономика вышла из легкой рецессии и сейчас показывает неплохие темпы роста. Рост зарплат в королевстве опережал рост инфляции 10 последних месяцев, рабочие почувствовали последствия снижения налогов на общую сумму 20 млрд фунтов стерлингов (25 млрд долларов). Объявляя дату выборов, Сунак н преминул объявить о победе над инфляцией и о том, что британцев ждет впереди светлое будущее.
Но лейбористы парируют тем, что реальные зарплаты, несмотря на рост, все равно до сих пор остаются ниже зарплат до финансового кризиса, и тем, что цены почти на 25% выше допандемических, а уж ВВП на душу населения в этом году и вовсе на 0,7% ниже, чем годом ранее. Что же касается снижения налогов, то несмотря на это, налоговое бремя в королевства при консерваторах, которые находятся у власти последнее десятилетие, сейчас самое высокое за последние 70 лет. И министр финансов консервативного кабинета Хант на прошлой неделе признал, что уровень жизни сейчас ниже, чем во время последних выборов в 2019 году.
Так что июль в Британии, можно сказать уже сейчас, будет жарким.