Владимир Овелян рассказал о том, как IT-платформа навсегда изменила сервис по производству и доставке еды в России.
Российский рынок доставки еды динамично развивается. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в прошлом году он вырос на 16%, общий объем составил 762 миллиарда рублей. В онлайн-торговле категория продуктов питания стабильно входит в первую пятерку, составляя 12% всех покупок в Интернете. Соответственно, в этом сегменте растет и конкурентная борьба, в которой выигрывает тот, кто применяет самые современные бизнес-модели и, в первую очередь, IT-решения. Один из таких предпринимателей - основатель компании “Dostaevsky” Владимир Овелян, который рассказывает о том, как цифровая платформа дала конкурентные преимущества его бизнесу.
Современная интернет-торговля требует высокотехнологичных решений, в первую очередь, для оптимизации бизнес-процессов в самой компании, которая, в конечном счете, благотворно скажется и на клиенте. Сознавая это, мы привлекли команду разработчиков для создания единой платформы, которая позволила бы достичь максимальной оптимизации, сокращения времени и трудозатрат по всей цепочке, от приготовления еды до доставки ее потребителю. Полученному продукту мы дали название «Доставизор», поскольку работа платформы основана на видеомониторинге производственных процессов и логистики.
Следует отметить, что мы изначально понимали: существующие на рынке пакетные решения не учитывают специфику компании, они потребуют длительной адаптации, доводки. Поэтому ставка делалась именно на привлеченных разработчиков, которые создавали платформу под нашу компанию и с участием наших специалистов. Таким образом достигли двух целей: с одной стороны максимально учли локальные особенности производства и доставки, с другой – сразу познакомили сотрудников с возможностями платформы, что сократило время на ее осваивание.
Чтобы понять, как изменились бизнес-процессы, нужно сравнивать с предыдущей ситуацией. Например, раньше заказ поступал на кухню через распечатку чека из термопринтера и дальше перемещался между рабочими зонами. В кухонной суете чеки нередко терялись, портились, происходила пересортица. После внедрения системы "Доставизор" планшеты стали неотъемлемой частью каждой рабочей зоны, обеспечивая четкую последовательность заказов, которые автоматически перемещаются между зонами: завершение одной фазы сразу переходит к следующей. Кроме того, продукция, готовая к сборке, фотографируется для дополнительного контроля качества, что помогает исключить ошибки во внутренних процессах и обеспечить высокое качество готовой продукции.
Второй бизнес-процесс, который был трансформирован с помощью платформы – логистика. Здесь, опять же, уместно сравнение. До внедрения «Доставизора» логисту приходилось сначала вести телефонные переговоры с кухней, затем в картографических интернет-приложениях определять находящиеся неподалеку несколько адресов заказов, чтобы можно было обеспечить доставку одним курьером. Далее следовала длительная процедура распечатки накладной, маршрутного листа, переговоры с курьером и т.д.
В новой платформе появился функционал ячеечного заказа. На этапе сборки сотрудники кухни на планшете видят номер ячейки, в которую нужно поместить собранный заказ. В то же время логист, не выходя из программного интерфейса, может отслеживать нахождение каждого заказа, который находится на производстве. Затем он составляет маршрут и назначает курьера, который на своем планшете видит номер ячейки собранного заказа и всю необходимую информацию для доставки.
Компания получила значительные преимущества: благодаря централизации логистики через платформу, штат логистической службы удалось сократить в семь раз. При этом качество управления логистикой возросло до такой степени, что время доставки заказа сократилось на 20%.
Внедрение новой платформы значительно повысило эффективность работы компании, и в ближайшем будущем мы планируем использовать новые IT-решения для дальнейшей оптимизации бизнес-процессов. В частности, мы решили создать два новых функционала: один будет самостоятельно строить маршруты для водителей, второй – по фотофиксации определять качество приготовленной продукции и автоматически принимать решение об отправке заказа в ячейку, либо о возврате на этап приготовления для устранения ошибок. В целом наш опыт показал: будущее бизнеса по доставке еды – это цифровые решения, причем с элементами искусственного интеллекта.