Упадок доллара уже запрограммирован

Глава ВТБ заявил, что цифровые валюты стран будут полноценно применятьcя для расчетов в ближайшие несколько лет. Эксперты соглашаются с тем, что цифровые дублеры национальных валют имеют большой потенциал, что тем более актуально в условиях санкций для нашей страны. Но и легким путь цифровой валюты во внешней торговле окажется навряд ли.

Читать на monocle.ru

Сегодня большинство центробанков мира последовательно выступают против введения расчетов в частных цифровых валютах. В то же время официальные цифровые валюты будут полноценно применяться для расчетов в ближайшие несколько лет, заявил глава ВТБ Андрей Костин.

Действительно, российский ЦБ подготовил концепцию создания национальной цифровой валюты, которая предусматривает использование двухуровневой розничной модели. В ней Банк России является эмитентом цифровых рублей и оператором платформы цифрового рубля. При этом финансовые организации открывают клиентам кошельки в цифровых рублях и проводят по ним операции на этой платформе. В числе плюсов для государства – снижение издержек на администрирование бюджетных платежей и потенциал для упрощения трансграничных платежей, особенно важный в условиях санкций.

«Перспективы цифрового рубля большие, — заявил Андрей Костин журналистам. — Цифровые валюты — один из элементов новой финансовой системы, при которой можно будет создать параллельную долларовым расчетам систему. Мы проводим ряд экспериментов и с Центральным банком, и с другими странами по цифровым расчетам. Я всегда более скептично относился к негосударственным цифровым валютам, потому что центральные банки не одобряют бесконтрольный расцвет расчетов в биткойнах или других валютах. А официальные цифровые валюты уже в ближайшие несколько лет будут полноценно применяться для расчетов, за ними будущее», — уверен он.

Ранее глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявляла, что регулятор выступает за ускорение принятия законопроекта о международных расчетах в криптовалютах, однако начало таких расчетов необходимо производить в экспериментальном правовом режиме.

А глава думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявлял СМИ, что в 2024-2025 годах цифровой рубль получит уже более широкое использование и может значительно вытеснить безналичные расчеты. «Что касается внешних платежей — переговоры идут, в том числе с нашими китайскими друзьями. У них уже система сформирована, они протестировали цифровой юань», — сообщал депутат в прошлом году.

Таким образом, цифровой рубль может решить проблему платежей между российскими и китайскими компаниями (тема, которая была одной из центральных на прошедшей встрече глав России и Китая, а также оказать дополнительное давление на доллар как на общемировое расчетное средство.

Валюта, представляющая собой по сути компьютерную программу, должна помочь решить задачу дедолларизации мировой торговли, насущность которой признают, пожалуй, все эксперты. А для нашей страны, столкнувшейся с новыми вызовами, необходим и поиск новых решений.

Валюта для компаний госнужд

Участники рынка в целом разделяют позицию Андрея Костина. «Согласен с заявлениями главы ВТБ, — говорит начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций Альберт Короев. —

Развитие технологий упрощает процесс дедоларизации и на глобальном уровне. Главным при этом все же видится вопрос политической воли, но последние события показали, что для многих стран необходимость альтернативы стала более очевидной. При этом Россия и Китай наращивают резервы в золоте, то есть развитие альтернативных систем расчетов будет иметь обеспечение».

Прогноз Костина вполне реалистичен, соглашается и аналитик Банки.ру Вадим Тихонов. Другое дело, говорит он, что даже у частных цифровых валют есть определенный след, а у официальных цифровых валют он будет более очевиден. Поэтому в некоторых случаях оборот цифровых валют некоторых стран будет затруднен, опасается он.

«Кроме того, — продолжает эксперт, — есть уровень востребованности определенных фиатных валют – свободно конвертируемые ценятся выше, другие – ниже и не являются международным платежным средством. У криптовалют стоимость тоже отличается, как и количество пользователей. Где гарантии, что этот эффект не сработает в случае с официальными цифровыми валютами?»

Потеснить существующие основные мировые валюты и частные криптовалюты сможет только крупная государственная электронная валюта, принимаемая как средство платежа в нескольких странах с высокой долей торгового оборота в мировой экономике. Например, если такую валюту будут безоговорочно принимать страны БРИКС, ЕС или других межгосударственных объединений. Но пока это просто рассуждения, не более того.

В числе рисков внедрения цифровых валют центробанками Вадим Тихонов указывает на их ограниченное использование. На примере цифрового рубля можно сказать, что проценты на остаток начисляться не будут, в банк на вклад цифровой рубль положить нельзя, счет-кошелек может быть только один для одного человека, отмечает он. «Да, физлица смогут отправлять цифровые рубли по номеру телефона, оплачивать товары и услуги через QR-код или с помощью NFC в телефоне, платежи должны проходить мгновенно. Но все эти плюсы не новы для тех же безналичных рублей, так что рассматривать это как преимущество странно», — говорит эксперт.

К тому же, добавляет Вадим Тихонов, совсем не факт, что цифровым рублем можно будет пользоваться и рассчитываться вообще везде, хотя тарифы для бизнеса по приему оплаты цифровыми рублями устанавливаются (пока) в размере 0,3%, что в любом случае ниже расходов на эквайринг банков. Но условный фермер из деревни вряд ли станет принимать цифровые рубли за мешок картошки в ближайшие годы.

На постоянном контроле будут и все платежи цифровым рублем – с момента его эмиссии на платформе до попадания к последнему владельцу. «ЦБ ранее отмечал одной из целей контроль за расходованием бюджетных средств. Полагаю, что в этой сфере он для начала и будет применяться», — заключает Вадим Тихонов.

В ближайшие годы официальные цифровые валюты широко применяться не будут, считает и инвестор и основатель Академии инвестиций Павел Лебедев: «Это как создать новый биткоин», — замечает он. Только в 2017 году тот получил признание в мире и в России, будучи был создал в 2008 и пройдя через много терний, прежде всего — недоверие. Через 3 года после создания, напоминает эксперт, биткоин стоил 1 доллар.

Так или иначе, но, указывает Павел Лебедев, что-то явно потеснит доллар в скором будущем и, возможно, это как раз будет цифровая валюта, но не локально российская, а скорее БРИКС. У содружества стран хватит на это ресурсов. Особенно если валюта будет обеспечена активами и легкозаменяема фиатными деньгами, как сейчас USD бумажный и USDT цифровой. 

Что скажут банки?

При этом, добавляет аккредитованный финансовый советник Елена Хлебникова, в ситуации появления цифрового доллара возможны последствия для коммерческих банков, поскольку люди могут предпочесть хранить новую валюту в «цифровых кошельках» платежных провайдеров, что может привести к сокращению размера банковских депозитов. Введение CBDC (цифровой валюты центрального банка) в США также стимулирует конкуренцию с Китаем, который активно разрабатывает собственный цифровой юань. Эта инновация может значительно изменить структуру финансовой системы и обновить роли и обязанности частного сектора и центрального банка.

«Появление цифровых валют вызывает смешанные чувства у банков, поскольку они зависят от комиссионных сделок, включая денежные переводы. Массовое внедрение цифрового рубля может снизить доходы коммерческих банков и, следовательно, уменьшить объем выдаваемых ими кредитов, что приведет к росту стоимости займов и ограничит доступ к финансированию. Банки также могут потерять часть своей важности в финансовой системе», — предполагает эксперт.

Так или иначе, но, уверена Елена Хлебникова, цифровой рубль и другие официальные цифровые валюты представляют собой новую эру электронных платежей и вызывают интерес со стороны экспертов и общества. Они имеют свои преимущества и недостатки, а также — потенциал изменить финансовую систему и вызвать сдвиги в роли и ответственности различных участников на рынке.

«Цифра» и потенциальный валютный союз незападного мира

Развитие цифровых национальных валют станет важным фактором становления многополярного мироустройства, уверен Денис Попов, главный аналитик Центра аналитики и экспертизы из компании Промсвязьбанк. По его словам, для России расчеты в цифровых национальных валютах могут стать важным аспектом устранения барьеров на пути развития внешнеэкономических взаимоотношений, которые пока продолжают отставать от роста внутренних экономических факторов (конечный спрос, инвестиции) из-за реализации геополитических рисков. Традиционные резервные валюты (доллар, евро и т.д.) в новых условиях могут продолжить терять популярность использования в трансграничных расчетах.

Эксперт по финансам и инвестициям, основатель финансового клуба «Мультипликатор» Эван Голованов, не исключает того, что к платформе цифрового рубля для проведения расчетов можно давать доступ внешним игрокам, компаниям из дружественных стран — Китая, Средней Азии.

Поэтому в ближайшие два-три года действительно высока вероятность запуска пилотного проекта, в котором при международных расчетах начнет использоваться цифровой рубль, говорит он. Тем более, что ЦБ РФ заинтересован создать положительный прецедент как для локального, так и глобального рынков.

Ускорить эти процессы поможет быстрое и уверенное введение цифрового рубля в банковскую инфраструктуру, чтобы продукт стал доступен рядовым клиентам, отмечает эксперт. В 2023 году об этом много говорили, и ЦБ РФ заявлял, что начнет проводить первые реальные операции более чем в 10 российских городах, но пока массового внедрения на рынке не наблюдается. Если бы оно произошло, то придало бы позитивный импульс и позволило более предметно говорить об использовании нового платежного инструмента в международных расчетах.

Эксперт, как и предыдущие, полагает, что фактор, который способен замедлить использование цифрового рубля — это неприятие со стороны банков, которые при переходе на «цифру», по сути, становятся операторами кошельков и прекращают получать комиссию за переводы, что в настоящее время составляет немалую долю их дохода. И если эти средства перестанут поступать, то возникнет некий конфликт интересов.

Но в целом у официальных цифровых валют, выпущенных центральными банками, нет явных недостатков по сравнению с традиционной безналичной валютой — особенно на фоне их преимуществ, подчеркивает Эван Голованов. Среди которых и то, что цифровой рубль менее зависим от банковской инфраструктуры той или иной страны. 

Все вышесказанное не касается частных платежных инструментов, включая цифровые — например, биткоина, указывает эксперт. У них огромное количество недостатков, начиная от волатильности, неконтролируемости и заканчивая проблемами с конвертацией криптовалют в фиатные средства при попытке выполнить свои обязательства или условия контракта.

Что касается собственно тезисов главы ВТБ Андрея Костина, то нельзя не согласиться, что в последнее время в мировых расчетах особенно остро стоит проблема доллароцентризма. Западные страны проводят недружественную политику в отношении России, тем самым разрушая систему, которую когда-то сами же помогали строить, отмечает эксперт.

Долгие годы западные державы декларировали главенство закона и частной собственности. Но буквально на днях ЕС опубликовал решение об использовании доходов от замороженных суверенных активов России. Теперь ни о каком верховенстве и защите частной собственности речь не идет — изъять могут все, что угодно, руководствуясь не экономическими, а политическими мотивами. 

Естественно, миру необходимо постепенно отказываться от американской валюты и начинать использовать другие варианты. Но отказ от доллара — долгий процесс, и ускорить его, считает Эван Голованов, могло бы создание не отдельных цифровых валют, а формирование альтернативной финансовой системы.

Серьезно подорвать роль доллара в международных расчетах способно объединение России и Евразийского экономического союза со странами Глобального Юга и иными дружественными государствами с целью создания собственного аналога мировой валюты для своих платежей, говорит он. Уже есть примеры экю — европейской валютной единицы, которая использовалась до введения евро, или SDR. Это действительно могло бы стать тем решением проблемы, которое покончит с гегемонией доллара.

В свою очередь, цифровой рубль способен сыграть важную роль во внутригосударственных платежах и расчетах с партнерами из Китая, Индии, стран Средней Азии и арабского региона, отмечает эксперт.
 
Ключевой риск и вызов при введении цифрового рубля — это обеспечение безопасности, полагает Эван Голованов. Цифровые валюты и контроль над ними будут централизованы в руках регулятора. У этого решения есть преимущества — высокая степень контроля, прозрачность, но одновременно это создает потенциальную проблему. Нельзя исключать попыток взлома, внешних атак на Центробанк или его финансовую платежную инфраструктуру. Если эти попытки окажутся успешными, то все расчеты могут зависнуть, а данные оказаться утерянными — в том числе, сведения о количестве цифровых рублей на счетах. 

Поэтому цифровая безопасность и искусственный интеллект (ИИ) — это главные вызовы, с которыми необходимо работать нашему государству и регулятору. Влияние извне грозит обернуться любыми последствиями, и нужно страховаться от него заранее, заключает эксперт.